Хочу поделиться своим опытом. Хоть я уже и не летающий, но не хочу, чтобы инфа просто так пропадала.
Выход с вертикали или с горки под большим углом без потери высоты. Выходы могут быть разными: иммельман, ранвенсман, скоба вираж и т.д.
Но есть очень простой выход – бочкой. Самой обычной, элеронной.
Схема предельно проста: встаем на свечу или горку и как только скорость упадет до 200 км/ч даем ногу в сторону вращения и элероны. Ес-но, вращать машину лучше всего в сторону противоположную вращению винта: На мессах - против часовой стрелки, на ЯК-ах - по часовой... Давить на ручку надо где-то до половины хода. Ногу можно дать только в первой половине вращения, потом можно педали поставить по центру. Также в конце бочки можно слегка прибрать газ, где-то на 40% для того чтобы снижить реактивный момент винта в том члучае, если вы делаете вращение в сторону вращения винта.
Вращение крутить без начального тангажа как в гор. бочке, иначе штопор. Самолет сам выходит в гор. полет, при чем сохраняется направление полета до входа маневр и после него. Т.е куда летели до вертикали туда летим после нее.
Есть нюанс - если сделать бочку на высокой скорости, 250 км/ч, то выхода не будет, а будет просто бочка на вертикали. А если началть выполение маневра на скорости меньше 200, то скорости просто не хватит для завешения фигуры и самолет упадет вниз.
После завершения бочки скорость обычно равна 120 км/ч. Бывает и больше, например на И-16 она около 150.
Смысл маневра в том, что просадки по высоте после его завершения почти нет, а если и есть, то не более 50м. А на И-16, И-153 она вообще отсутствует. При этом маневр выполняется с положительной перегрузкой, а значит движки на некоторых крафтах не глохнут.
На схеме я показал примерную высоту, которую набирает машина если начать свечку на скорости 500-550 км/ч.
На двухмоторниках такой маневр не выполнить, слишком мала скорость крена.
Это маневр часто использовал Александр Покрышкин, о чем я прочел в его книге.