Штопор

Список форумов Учебный отряд =AxA= Закрытая ШКОЛА Учебного отряда

Описание: Из этого раздела никуда ничто. Этот подраздел не существует.
Правила форума: Из этого раздела никуда ничто. Этот подраздел не существует.
Модератор: Инструктора

Сообщение #1 =AxA=OOO » 3 июня 2012, 0:35

Вчера столкнулась с одной проблемой - оказывается штопор (не тот, чем вино открывают) - проблема для многих начинающих пилотов. А мы и не думаем помогать людям в ее решении. И-16 моего противника вчера свалился с высоты 1400м, и так не вышел из незапланированного вращения. Для начинающих пилотов и хочу рассказать что, к чему.

Итак: Что такое штопор? Што́пор - особый, критический режим полёта самолёта (планёра), заключающийся в его снижении по крутой нисходящей спирали малого радиуса с одновременным вращением относительно всех трёх его осей. При этом самолёт переходит на режим авторотации.

Изображение

Штопор подразделяется по виду:
  • нормальный (прямой) — самолёт движется на положительных углах атаки.
  • перевёрнутый (обратный) — самолёт движется на отрицательных углах атаки, то есть «пилот висит на ремнях».
По углу наклона продольной оси самолёта к горизонту:
  • крутой (50-90°)
  • пологий (30-50°)
  • плоский (<30°)
По направлению движения самолёта:
  • левый штопор — вращение против часовой стрелки,
  • правый штопор — вращение по часовой стрелке.
По степени изменения средних параметров движения самолёта в штопоре от витка к витку:
  • установившийся (устойчивый) — параметры практически неизменны,
  • неустановившийся (неустойчивый) — параметры изменяются.
Вход самолёта в штопор является выход на закритические углы атаки и сваливание. Если происходит асимметричный срыв потока (например, вследствие скольжения или действия элеронов), то возникают моменты сил, придающие самолёту вращение вокруг осей. Если самолёт имеет хорошие противоштопорные характеристики, то вращение быстро затухает и происходит обычное сваливание, набор скорости и выход на нормальный режим полёта. В противном случае, самолёт попадает в режим устойчивого вращения, при котором асимметрия обтекания усугубляется и затягивает самолёт в установившийся штопор. В случае, если пилот попытается потянуть РУС на себя, велика вероятность перехода в плоский штопор, с большими углами атаки и угловыми скоростями вращения. Выход из этого режима весьма затруднён.
Классикой в авиасимах является момент перетягивания на себя джойстика на малой скорости. Вот самолет и валится.

Штопороопасными самолетами обычно являются:
Р-39, И-16, Fw-190, М.С.-202. И-153 (иногда). И практически вся линейка американских самолетов. Склонен к штопору на низких скоростях и резких маневрах любой самолет.

Выход из штопора:
  1. Обычной ошибкой начинающего пилота является попытка вывести самолет из штопора с помощью манипуляций РУСом. Это не выход.
  2. Убираем газ.
  3. Отклоняем Руль направления (тот что на хвосте) в обратную вращению сторону. То есть если крутимся влево, руль выворачиваем вправо.
  4. Как только вращение прекратилось, без резких рывков добавляем газ и тянем РУС на себя. В некоторых случаях бывает недостаточно вышеобозначенных действий. Самолет не хочет терять скорость вращения. Сохраняет ее, или увеличивает. Наша задача его затормозить. Так как у нас нет тормоза и ручника, начинаем выпускать закрылки в максимальное положение (посадка) и выпускаем шасси. Элероны поворачиваем в сторону движения (если крутимся вправо, РУС наклоняем вправо), а Руль направления в обратную вращению сторону.
В общем, это все по штопору. Удачи!

Вот наглядное пособие по выходу из штопора. Работает не только на Р-39, но и на всех самолетах, если вы имеете достаточную высоту.
Скрытый текст
phpBB [media]
Борт номер: 03




Девиз: ДОБЬЮ!СЬ!!
Никто не бывает "слишком занят", это просто вопрос приоритетов.
Форум и ресурсы АвиаГруппы находятся в режиме технического сопровождения. Актуализация информации приветствуется.
Лучшее средство завоевать господство в воздухе - танковый рейд по аэродромам противника.
Флуд, оффтоп не поощряются, но, увы, неизбежны.
=AxA=OOO M
Команданте ИС =AxemAn=
Команданте ИС =AxemAn=
Аватара
Бортовой номер: 03
Личный результат в кампании БзС: 576-axaooo
Статистика танкиста: 4109475-AxA_OOO
Статистика в РОФ: pf.axeman.su/pilot/113/
Статистика в WoWS: 4109475-AxA_OOO
Показать\скрыть подробности профиля


Re: Штопор

Сообщение #2 72AG_Martefi » 16 сентября 2012, 9:12

Обучая штопору, неожиданно обнаружил, что в версии 4.11.1м очень многие самолеты выходят из штопора слишком легко. Встает вопрос - на каких самолетах обучать курсантов выводу из штопора?

Из всего, что проверил (а проверил много) удалось найти только это

YP-80
FW-190A
Bf-109-E
F2A-2

Все прочее либо само выходит вообще, либо не требует дачи педали, одной ручкой выводится.

Кобру я не проверял, кажется, ее можно добавить к списку. К сожалению я не сохранил полный список проверенных мной самолетов. Среди них были - И-16, Миг-3, Wildcat, Mig-9, Spitfire CW - то, что помню.

Если вдруг кому удалось обнаружить другие самолеты, которые требуют для вывода полной работы рулей - прошу мне об этом сообщить.

P.S. Методика тестирования была следующей - сперва давали ручку вперед и вбок, затем педаль. 72АГ-Линдир проверил все эти самолеты не давая ручку в бок. Утверждает, что все они выходят без работы элеронов. Правда, он вводил в штопор "учебным" способом, а я преднамернно совершал ошибку пилотирования.

Мы также пришли с ним к выводу (у нас обоих возникло это ощущение), что в иле по какой-то причине отличается режим штопора "учебного", в который ввели самолет согласно нормативу, и режим штопора, который представляет собой ошибку пилотирования. Выход из последнего более трудный.
72AG_Martefi M
Пилот-Инструктор Учебных подразделений
Пилот-Инструктор Учебных подразделений
Аватара
Показать\скрыть подробности профиля


Re: Штопор

Сообщение #3 -=NT=-Milich » 17 сентября 2012, 13:57

На мой взгляд, наиболее критичными к штопору являются Р-39 "Аэрокобра" и И-153 "Чайка".
Причём, Кобра склонна к переходу в плоский штопор при израсходованном БК и из штопора может не выйти. У Кобры очень короткий период развития простого штопора в плоский - не более 2-х витков. Т.Е. если курсант растеряется и не поставит рули на вывод немедленно, разовьётся неуправляемый плоский штопор.
Чайка, наоборот, к сложным видам штопора не склонна. Но, на определённых режимах полёта, типа боевого разворота, момент перетягивания ручки и начала штопорного вращения ощущается плохо. Это провоцирует замедление реакции рулями на вывод и ошибочные действия пилота, приводящие к плоскому штопору. Вывод Чайки из плоского штопора несколько затянут и требует большого запаса высоты.
Освоение этих двух базовых самолётов на штопор, на мой взгляд, гарантирует уверенное штопорение на всех других типах самолётов.
Об "учебном" штопоре.
Полагаю, тут дело в том, что пилот в учебном штопоре мысленно готов к противоштопорному маневру и опережает развитие сложных видов штопора. В ситуации непреднамеренного или затянутого штопорения мы получаем некий переходный режим между простым и усложнённым штопорением, выход из которого занимает больше времени и требует большего запаса высоты.
Проверял на Кобре. Если ввести её в штопор "учебным" способом, но задержать рули в положении ввода на 1,5 витка, вывод становится чрезвычайно проблематичным.
"Всегда надо помнить , что в действительности всё совершенно иначе, чем на самом деле"(C)
Отдельная Эскадрилья -=NT=- РУС BRD-N/РУД Saitek_X-65/педали BRD-M2mod/FreeTrack+PS3eye,
-=NT=-Milich M
Пилот-Инструктор Учебных подразделений
Пилот-Инструктор Учебных подразделений
Показать\скрыть подробности профиля



Вернуться в Закрытая ШКОЛА Учебного отряда

Кто сейчас на сайте (по активности за 5 минут)

Сейчас этот форум просматривают: 1 гость

cron