А заучивать ничего не надо, кроме самого принципа, который нужно не заучить, а понять, как ты сам сказал, суть. Но помимо сути, нужно еще понимать механику, которой эта самая суть реализуется.
Насчет твоего примера, что-то мне сомнительно, что будет преимущество в скорости. Так и правда делают, но смысл тут больше в том, что я описал в предыдущем посте - обмануть противника, сделать вид, что ты набираешь высоту, а потом уйти в подныр, оказаться под ним, получить преимущество по углу. Насчет скорости - первый разгоняется прямолинейно, с постоянной мощностью двигателя, его скорость растет постоянно. Второй сначала теряет скорость, уходя наверх, потом он начинает ее набирать, но у него меньше времени на это, а скорость после климба меньше. Набирает он в пикировании ее конечно быстрее, но у первого уже есть гандикап, так что тут одно на одно. К тому же, в далеком 2011 небыло патча 4.12, в котором здорово порезали разгон в пикировании, думается, сейчас это еще менее актуально. И в любом случае, даже если ты набрал таким макаром некое преимущество в скорости, ты же после подныра уйдешь в резкий доворот с набором, и это преимущество растает. А если ты не пойдешь в резкий доворот, а попытаешься реализовать скорость в высоту, то снова разочарование - скорости у тебя больше, но ты ниже противника, то-есть по энергии опять паритет. Фишка в том, что здесь, как и везде, действует закон сохранения энергии, и из ниоткуда лишняя энергия у тебя никак не возьмется. Наоборот, делая лишние маневры (уход в климб, потом переход в пикирование), ты какую-то часть энергии неизбежно потеряешь.
Вот в этом и суть как раз, надо не просто что-то делать, а понимать зачем ты это делаешь, что тебе это даст, и что ты будешь делать дальше. Лучшие дуэльщики просчитывают варианты действий на несколько маневров вперед. Почти как шахматисты)