Авиакиберспорт России: история, проблемы, решения
Мы не ставим задачи подробно рассказать о становлении и развитии авиакиберспорта. Краткий об-зор «Истории», позволит нам понять те проблемы, которые на сегодняшний день являются серьёзным пре-пятствием поступательного развития авиакиберспорта, как отдельной спортивной дисциплины.
Сразу хочу обозначить, что речь пойдет не только об авиасимуляторах. Мы попробуем понять, име-ется ли потенциал «спортивности» в некоторых боевых авиасимах, позволяющий авиакиберспорту реализо-ваться как части «большого спорта». Способна ли эта дисциплина органично влиться в общий спортивный процесс со всеми его составляющими: федерациями, чемпионатами, рекламой, спортивным телевещанием?
В определенных условиях – может. Залогом является уникальность авиационных симуляторов, мно-гие из которых давно уже вышли за рамки просто компьютерных игр и стали недорогими и простейшими авиатренажерами. С помощью таких компьютерных программ, естественно с известной долей условности, можно обучать начинающих авиаторов, а также моделировать полетные, тактические, боевые элементы в виртуальном небе.
Уже существуют свидетельства, позволяющие утверждать, что виртуальные пилоты значительно быстрее осваивают реальное небо, встают на крыло. С учетом того, что на сегодняшний день игровой ры-нок, пока лишь в качестве развлечения, предоставляет легкие авиатренажеры, соединяющие авиасимулято-ры и механическую модель летательного аппарата, мы можем предположить, что в ближайшее время ис-пользование новых моделей, как части обучающего элемента авиации, значительно возрастет.
В спортивном плане авиасимуляторы вообще не имеет себе равных, не потому, что в них что-то ре-ализовано лучше или хуже, чем в других играх с киберспортивным потенциалом (напр.: автосимах, спорт-симах, стратегиях), но в силу особенностей, позволяющих моделировать действия индивидуального и груп-пового воздушного боя, которые в реальном авиационном спорте невозможны. Люди, наблюдающие авиа-ционные соревнования, в большинстве своем мало понимают красоту и сложность пилотирования, доступ-ную, в большей степени, профессионалам. В зрелищном плане апогеем этого мастерства мог бы стать реальный воздушный бой, невозможный по условиям авиационной безопасности. Поэтому реальные авиаци-онные спортивные чемпионаты воздушный бой, как вид, не практикуют.
Авиакиберспорт же, напротив, способен восполнить эту, без сомнения самую зрелищную состав-ляющую авиационных соревнований, с учетом развития графического уровня игр до фотореалистичности. В этом его главная уникальность, ибо остальные симуляторы в реальной действительности имеют альтернати-ву виртуальной: автогонки, игровые виды спорта, пейнтбол, страйкбол.
Итак, в целом мы видим, что имеющийся потенциал авиасимуляторов может быть использован в работе по двум направлениям – спортивному и образовательному.
История становления и развития авиакиберспорта началась в 1995 г., когда под эгидой FAI (Все-мирной Федерации Авиационных видов спорта) были проведены первые соревнования. Однако, началом отсчета авиакиберспорта России, нужно рассматривать появление всемирно известного авиасимулятора Ил-2 «Штурмовик», созданного командой МГ, под руководством О. Медокса и проведение в феврале 2001 г. первого чемпионата в авиасимуляторе.
С этого момента началось бурное развитие авиакиберспорта, ежегодно проводилось множество турниров в разных странах, таких например, как Low Land Tiger Meet 2004, чемпионат мира в Китае, г. Ву-хан 2004 г. Победы в этих и многих других турнирах вывели российских пилотов на лидирующие позиции в мире, которые они занимают и на сегодня, а сквады =FB= и =SLI= навсегда вписали свои наименования в зал славы российского и мирового авиакиберспорта.
Вместе с тем, во второй половине десятилетия наметился заметный кризис в организации и прове-дении турниров в данной дисциплине. И хотя по-прежнему были попытки оживить соревновательный про-цесс, например турниры, проводимые под эгидой ESL (европейской киберспортивной лигой) в 2008-2010 г., всё ограничивалось одним-двумя сезонами. Причиной снижения активности можно назвать несколько фак-торов, как объективных (общий кризис в жанре авиасимов и других проблем, заслуживающих отдельной темы), а также субъективных (заметное уменьшение численности виртуальных пилотов) и как следствие упадок интереса к авиакиберспортивным соревнованиям.
Если рассматривать действия организаторов чемпионатов в этот период, то явно видны просчеты в анализе и оценке меняющейся ситуации, слабое понимание настроений внутри сообщества авиасимеров.
Это не позволило долговременно планировать, действовать на упреждение с учетом меняющийся ситуации. На мой взгляд, в рассматриваемый период существовала острая необходимость создания структу-ры, способной поставить чемпионаты России на регулярную основу, как локомотив на рельсы. Вся схема организации крупных чемпионатов и локальных турниров сводилось к простой формуле: появлялся некий спонсор, которому была необходима акция с рекламными или другими целями; под это дело организовы-вался хорошо разрекламированный турнир, который проводился максимум два года, после чего это кон-кретный чемпионат благополучно исчезал. К этой акции, как правило, привлекались организаторы из числа виртуальных пилотов, которые с радостью шли навстречу, в надежде, что наконец-то закладывается фунда-мент регулярного чемпионата в авиасимулятороной дисциплине. Однако, за десять лет не появилось ни од-ного регулярного чемпионата!
Многие заслуженные и немало сделавшие для развития авиакиберспорта виртуальные пилоты, по-сле понимания сути этой незамысловатой схемы «Виртуальные пилоты – для турниров», где авиасимер ис-полнял одноразовые функции, зачастую на инициативном уровне, для реализации определенных задач, ухо-дили из авиакиберспорта и авиасимов.
Вместе с тем, к другим участникам соревновательного процесса пришло понимание и стремление изменить эту схему, создать иную концепцию, поменяв приоритеты. Так появился девиз «Турниры – для виртуальных пилотов», к которому мы вернемся ниже, для раскрытия сути схемы, разъясняющей принципи-альное различие нового подхода.
Весной-осенью 2010 г. состоялось событие, которое можно рассматривать, как поворотный этап в современной истории авиакиберспорта.
Фирма 1С, Комитет Госдумы по делам молодежи и Федерация киберспорта России провели мас-штабный чемпионат «Крылья Победы» в Ил-2 «Штурмовик», посвященный 70-летию Победы. Все было организовано по обычной схеме, с привлечением в качестве организаторов виртуальных пилотов. Чемпио-нат вызвал небывалую активность среди сообщества авиасимеров. В нем приняли участие почти 1000 чело-век, он получил хорошую прессу, в том числе и на центральных телевизионных каналах. Призовой фонд, без учета бесплатной поездки 32 финалистов в Москву, составили 100 тыс. р.
Однако, уже тогда было очевидно, что данное мероприятие является разовой акцией. Следующий чемпионат, проведенный в 2011 г., который мог бы стать регулярным и проводиться, как ежегодный турнир Памяти летчиков, павших в боях за Родину, стать частью важного государственного проекта в деле патрио-тического воспитания молодежи, остался, по сути, без поддержки и был проведен силами самих виртуаль-ных пилотов.
Сразу после проведения весной 2010 .г первой части чемпионата Крылья Победы 2011, была созда-на инициативная группа виртуальных пилотов, понимающих, что текущий чемпионат может стать базой для объединения и создания ресурса, способного воплотить в жизнь новую концепцию «Турниры – для вирту-альных пилотов». После долгих дисскусий, четко обозначилось понимание этой концепции и были опреде-лены направления развития.
Во-первых, виртуальные пилоты не должны ждать, когда какой-либо спонсор от рекламы, бизнеса или политики снизойдет и устроит для них чемпионат, они сами устраивают чемпионаты. Сначала актив-ный, интересный чемпионат – затем спонсор.
Во-вторых, чемпионаты должны стать РЕГУЛЯРНЫМИ и открытыми для обсуждения «Регламен-та» и «Правил», только тогда они будут интересны участникам. Были разработаны новые форматы, регла-менты и правила, специально адаптированные под реальные виды «большого» спорта. На базе портала AviaChamp.ru, объединившего пилотов из разных авиасимов, с осени 2010г. началась работа по реализации этих идей. Естественно, началась она почти без финансовой поддержки извне, очень трудно, и вели её на постоянной основе несколько энтузиастов. Как не странно, несмотря на частое отсутствие призовых, вирту-альные пилоты в целом поддержали все чемпионаты портала своим активным участием. Им было интерес-но, они сами становились частью общего дела, создавая карты, рисую «скины» и атрибутику, работая в ка-честве арбитров, комментаторов, стримеров, программистов, дизайнеров, клипмейкеров. Они не чувствова-ли себя приглашенными на официальный банкет, это был их праздник, они устраивали его для себя.
Несмотря на то, что это были серьёзные спортивные мероприятия, в которых участвовали чемпионы международных соревнований, атмосфера доброжелательности и теплоты сопровождает всё чемпионаты по сию пору.
В 2011 г. появилась возможность прямых трансляций поединков чемпионатов в интернете с помо-щью стрим-каналов. AviaChamp.ru активно начинает использовать это новое дело, добавляя в свою концеп-цию этот важный пункт. Когда-то телевидение открыло «большой» спорт для всех болельщиков, а также сделало спортивные трансляции большим рекламным ресурсом. Стрим-вещания соревнований в киберспор-те являются в зародыше интернет-телевидением будущего, практически с такими же возможностями.
В последние 2,5 года только два интернет-ресурса – AviaChamp.ru и «Расправленные крылья» про-водят регулярные чемпионаты. Несмотря на трудности прошедшего периода, энтузиастам-альтруистам уда-лось сохранить направление авиакиберспорта как вид.
Это было трудное время, может быть самое трудное в истории авиакиберспорта. Релиз долгождан-ного проекта Ил-2 «Битва за Британию», с которым связывали большие надежды, в том числе и организато-ры чемпионатов, после своего дебюта увяз в проблемах по доработке всех компонентов игры. Как «спор-тивный снаряд» оставался только старый Ил-2 «Штурмовик», к которому пилоты «перегоревшие» ожидани-ем нового проекта заметно охладели.
Сегодня мы можем сказать, что стали видны перспективы по преодолению затяжного кризиса. На-чалась бешеная гонка среди конкурентов-команд, работающих над авиасим-проектами. Пожалуй, катализа-торам стал интересный проект команды Gaijin entertainment «WAR THUNDER», представленный как ММО-проект. Он неожиданно для многих оказался снаряженным неплохим авиасимуляторным потенциалом. По-явление этого проекта, делает очевидным вполне ожидаемый авиационный бум среди пользователей, ранее не проявлявших интерес к авасимам. Несомненно, это подстегнет трех основных игроков на этом рынке – 1С:Maddox Games, 777studios, DCS – включиться в борьбу за своих будущих пользователей, так как вполне вероятно, что из этой огромной армии рекрутов ММО WT в недалеком будущем найдется немало людей, которым захочется попробовать, что-нибудь более сложное в виртуальном небе.
Для нас развитее всех этих без исключения четырех проектов с огромным спортивным потенциа-лом, от всемирно известных российских команд разработчиков авиасимуляторов, даёт надежду на полно-ценное возрождение авиакиберспорта. Очень важно не повторять ошибок прошедшего десятилетия. Не от-ступать от выработанной почти три года назад концепции развития авиакиберспорта. Сохранить принципы, позволившие уцелеть нам, как киберспортивному направлению в последние три года.
По-прежнему, мы ра-ботаем и будем продолжать работать по такой схеме приоритетов:
1. Чемпионаты – для виртуальных пилотов!
2. Регулярные ежегодные чемпионаты по всем дисциплинам и форматам. Участие спонсоров в тур-нирах рассматривается как партнерство.
3. Организация стрим-трансляций для пилотов и болельщиков. Спонсоры-партнеры имеют возмож-ность размешать свою рекламу во время проведения соревнований.
4. Продолжить разработку программ обучения в авиасимуляторах в образовательной сфере, в на-правлении целевой авиационной профориентации детей и молодежи.
Если ранее для организации и проведения спортивных мероприятий достаточно было сформировать оргкомитет из самих виртуальных пилотов, то теперь, в новых условиях, назрела необходимость создать союз «сквадов» (неформальных объединений виртуальных пилотов), которые по сути являются основной базой сообщества ависимеров . Такой своеобразный профсоюз позволит более целенаправленно работать над продвижением авиасимуляторов, оказывать своевременную поддержку командам разработчиков, орга-низовано проводить любые виртуальные авиационные мероприятия: от исторических реконструкций и про-ектов, до крупных чемпионатов в реальном режиме оффлайн.
Такой Союз виртуальных пилотов должен выполнять функции Федерации авакиберспорта. В ближайшее время нам надо определиться с принадлежностью к официальным структурам – будет ли это Федерация Авиационного спорта или Федерация компьютерного спорта России. Выбор назрел, наступило время для принятия решения по вопросам создания союза и его структурной принадлежности. Этот выбор должно сделать само сообщество делегировав своих представителей из числа виртуальных пилотов на коференцию, которую необходимо собрать и провести.
С целью объединения всех заинтересованных в развитии авиасимуляторного спорта людей, портал Aviachamp готов стать инициатором и проведёт в октябре 2012 года онлайн-конференцию, которая должна зафиксировать план действий на ближайший год и определить условия привлечения людей на платной ос-нове. В дальнейшем, рабочая группа портала будет действовать как юридическое лицо, для организации взаимодействия со спонсорами и рекламодателями а также Союзом Виртуальных Пилотов.
И так, участники конференция должны определить пути для решения двух главных на сегодня задач.
1. Создание и регистрация Союза Виртуальных Пилотов как Общественной организации.
2. Регистрация и преобразование авиакиберспортивного портала Aviachamp как юридического лица.
Начинается серьёзный период в развитии авиакиберспорта, который потребует больших усилий в окончательном становлении его как вида киберспорта. Тут необходимо заметить, что на энтузиазме одино-чек вывезти в современных условиях на своём «горбу» это большое дело, практически невозможно. Необ-ходимы мотивированные,инициативные люди. AviaChamp.ru создал для решения проблем все предпосылки, но на новом уровне потребуется значительная моральная и финансовая поддержка всех заинтересованных в этом процессе лиц и организаций.
Сергей Бондарчук «159BAG_OBILICH»
http://obilich.livejournal.com/