Авиационное вооружение армий США и Японии в период 2 мировой

Список форумов Учебный отряд =AxA= Закрытая ШКОЛА Учебного отряда

Описание: Из этого раздела никуда ничто. Этот подраздел не существует.
Правила форума: Из этого раздела никуда ничто. Этот подраздел не существует.
Модератор: Инструктора

Сообщение #1 =AxA=OOO » 3 июня 2012, 1:13

Авиационное вооружение Японии и США во Второй Мировой войне.

Авиационные бомбы и ракеты.


Что касается бомбового вооружения, то в начале необходимо рассмотреть общие черты и классификацию бомб применявшихся сторонами во Второй Мировой. Прежде всего бомбы являлись самым главным видом наступательного вооружения авиации тех лет. Именно они были инструментом выполнения основных задач вооружённых сил – уничтожение живой силы и техники, разрушение укреплённых, промышленных и стратегических районов противника. Перечислить, а тем более подробно описать каждый из образцов, применявшихся воюющими сторонами, в кратком очерке не представляется возможным. Например, американцами во время войны применялось 68 видов только обычных «тупых» бомб, не считая «умных», специальных и вспомогательных. Их подробное рассмотрение превратилось бы в увесистый каталог, поэтому следует остановиться лишь на разновидностях и типичных представителях каждого типа.

Итак, основное деление авиабомб производится на два класса: «тупые», то есть неуправляемые и «умные» - управляемые и самонаводящиеся бомбы. Необходимо отметить, что второй класс появился в незначительных количествах только к окончанию Второй Мировой и применялся очень ограничено. Если обычные бомбы использовались повсеместно, то управляемые были предназначены в основном для поражения точечных малоразмерных и хорошо укреплённых целей, типа мостов, командных пунктов или крупных кораблей. При этом основное преимущество «умных» бомб в том, что их носители могут не входить в зону действия наземных систем ПВО противника. Технологии тогдашних систем управления авиабомбами находились в зародышевом состоянии, и говорить об эффективности их использования чрезвычайно сложно.

Подавляющее большинство применявшихся в Тихоокеанской войне бомб было, конечно же, из разряда «тупых». Это накладывало на тактику бомбардировочной авиации существенный отпечаток. Японцы придерживались тактики прицельного бомбометания с высокой вероятностью попадания, прежде всего потому, что были ограничены конструктивными особенностями свих бомбардировщиков, такими как малая грузоподъёмность. Точная доставка «груза» к цели вызывала необходимость в наиболее тесном, порой визуальном контакте со средствами ПВО и требовала от лётчиков предельной выучки и самообладания. Кроме того, такая тактика приводила к высоким потерям личного состава бомбардировочной авиации. Тем не менее, именно она принесла Японии такой грандиозный успех на начальном этапе войны, когда преимущество японской авиации в воздухе было безоговорочным. Следует отметить, что в этот период времени японские лётчики виртуозно применяли прицельное бомбометание, в отдельных случаях доводя количество точных попаданий до 90%!

Американцы напротив - старались избегать прямых контактов с наземными силами ПВО, используя высотно-скоростные характеристики своих бомбардировщиков и существенную бомбовую нагрузку. Для снижения потерь от огня зенитных батарей стратегические бомбардировщики производили бомбометание с высот от 5 до 8 тысяч метров. Чтобы повысить точность бомбардировок, пришлось перейти от дневных вылетов к ночным, когда эффективность зенитной артиллерии заметно снижалась и можно было вести более или менее прицельное бомбометание с меньших высот. Правда, для борьбы с кораблями противника ударным морским самолётам всё равно приходилось вступать в визуальный контакт. В этом случае для того, чтобы уменьшить потери американцы использовали тактику «ганшипов», при которой прицельное бомбометание производилось в момент, когда другие ударные самолёты стремились подавить зенитные точки корабля с помощью огня своих пулемётов. Она принесла американцам успех в Марианской битве, после чего применялась ими повсеместно на Тихом океане. Японцы также пытались перенять тактику «ганшипов», поскольку количество высококвалифицированных пилотов, способных производить прицельное бомбометание стремительно уменьшалось. Однако мощные ударные самолёты появились у них слишком поздно и в слишком малом количестве.

Стоит особо отметить, что точность стратегических бомбардировок с больших высот была очень невелика, особенно на Тихоокеанском театре. Самый яркий пример тому - бомбардировка сталелитейных заводов в Явате весной 1944 г, с авиабаз в Китае. Тогда бомбометание производилось со средней точностью 0,25%. Формализовав эту цифру, получится, только одна из четырёх сотен бомб попадала в заданный радиус от точки прицеливания, даже не в саму цель! К концу 1944 г только 7% от общего числа бомб сброшенных американскими стратегическими бомбардировщиками попали в радиусе не более 300 м от точки прицеливания. Даже истребители-бомбардировщики, производившие бомбометание с высот около 2000 м и углом пикирования 40 градусов давали такой же процент при том же радиусе ошибки. Формализуя эти цифры несложно подсчитать, что для поражения объекта типа заводского цеха или склада размером 120 на 150 метров с вероятностью 96% необходимо 648 пятисотфунтовых бомб, то есть фактически 150 тонн или вылет 108 бомбардировщиков типа B-17. То что, точность бомбометания на Тихоокеанском театре была особенно низкой, обуславливалось сильной разбросанностью промышленных и стратегических объектов по разным областям. Японские оборонные предприятия не были сконцентрированы в индустриальных центрах, как это было в Европе. Для повышения эффективности бомбардировок требовались кардинальные изменения в тактике, о которой будет сказано несколько ниже.

Здесь необходимо вернуться к более детальной классификации бомб по назначению и типам боевого заряда. Дело в том, что именно назначение и тип самым коренным образом влияли на тактику и эффективность применения бомб в тех или иных боевых условиях. Конструкция, устройство и принцип действия бомб одного типа были в большинстве случаев очень схожи у всех воюющих сторон.

Основным типом авиабомб (более 35% от общей массы), применявшихся во время Второй Мировой были фугасные авиабомбы ФАБ или General Purpose (основного назначения, GP) в американской терминологии. ФАБ применялись для поражения различных целей (военно-промышленных объектов, железнодорожных узлов, энергетических комплексов, фортификационных сооружений, живой силы и военной техники) ударной волной и частично осколками тонкостенного корпуса. Масса могла быть любой в диапазоне от 30 до 1000 кг, а в отдельных случаях достигать 10 тонн (не на Тихом океане и не на вооружении Японии и США). Устройство таких бомб было предельно простым. На металлический цилиндр, заполненный взрывчатым веществом, навинчивалась заострённая головная часть, а в задней секции устанавливался стабилизатор, состоявший, как правило, из четырёх плоскостей. Толщина металлических стенок ФАБ была сравнительно малой и одинаковой по всей поверхности. В хвостовой, либо головной части (реже сбоку) устанавливались контактные взрыватели мгновенного действия по целям, расположенным на поверхности земли и замедленного действия по слегка заглублённым или разрушаемым изнутри объектам. Основную массу (как правило, более половины) фугасной бомбы составляло собственно взрывчатое вещество. Для них, как американцы, так и японцы использовали самый простой тип - тринитротолуол (ТНТ), получивший наибольшее распространение именно во время Второй Мировой. В США этот тип взрывчатых веществ полностью сменил мелинит, вовсю использовавшийся во время Первой Мировой войны. К наиболее распространённым типам ФАБ, применявшихся американцами на Тихом океане следует отнести 100-фунтовые AN-M30A1 (45,4 кг) с массой заряда 24,5 кг, 250-фунтовые AN-M57 (113 кг) с массой заряда 55,8 кг, 500-фунтовые AN-M64 (227 кг) с массой заряда 119 кг, 1000-фунтовые AN-M65 (454 кг) с массой заряда 240,6 кг и самые тяжёлые 2000-фунтовые AN-M66 (907 кг) с массой заряда 477 кг, а также 4000-фунтовые тонкостенные бомбы AN-M56 (1816 кг) с массой заряда 1473 кг. На вооружении японской армейской авиации стоял приблизительно аналогичный ряд: 30 кг тип 99, 50 кг тип 94, 100 кг тип 94, а также большие 250 и 500 кг бомбы. (Необходимо отметить, что в американской классификации к типу основного назначения относились также бомбы комплексного осколочно-фугасного и бронебойно-фугасного воздействия. Чисто фугасными считались только так называемые тонкостенные, Light Case авиабомбы, к разряду которых из вышеперечисленного относилась только 4000-фунтовая AN-M56. То же самое можно сказать и об образцах, стоявших на вооружении японского флота. Флотские бомбы имели такие же номиналы что и армейские с тем отличием, что в их ряду находилась ещё 60 и 80 кг бомбы.)

Изображение

Погрузка на «Сверхкрепость» B-29 1000-фунтовых фугасок M65


К следующему не столь распространённому, но, тем не менее, весьма важному типу относятся осколочные (ОАБ) и осколочно-фугасные (ОФАБ) авиабомбы (в американской терминологии Fragmented – разбивающиеся на куски). Как правило, это бомбы достаточно малой массы (от 0,5 до 100, реже до 250 кг), предназначенные, прежде всего, для поражения живой силы противника и слабо бронированных объектов, например самолётов на аэродроме в основном с помощью осколков, получаемых при дроблении корпуса. Устройство ОАБ отличается от фугасных бомб тем, что вместо сборной тонкостенной оболочки заряд находится внутри толстого цельнометаллического корпуса, на поверхности которого нанесены желобки или канавки для лучшего разделения. В остальном эти бомбы практически повторяют конструкцию ФАБ. ОФАБ обладают комплексным воздействием, как основного заряда, так и осколков, но, как правило, имеют большую массу и более тонкий цельнометаллический корпус. В качестве активного вещества использовался ТНТ, несколько реже смесь ТНТ с циклонитом и гексогеном. Японская армейская авиация имела весьма скудный ряд, состоявший всего из двух образцов: маленькой 0,5 кг противопехотной осколочно-фугасной бомбы тип 99 и основной 15 кг осколочной бомбы тип 96. Зато американцы могут похвастать значительно более обширным рядом самых разных номиналов: 4-фунтовая M83 (1,81 кг), 20-фунтовая M41A (9,1 кг), 23-фунтовая M40A1 (10,4 кг), 90-фунтовая M82 (40,8 кг), 120-фунтовая M86 (54,4 кг), 220-фунтовая M88 (99,8 кг) и, наконец, 260-фунтовая M81 (117,9 кг).

Следующие два типа бронебойные (БРАБ) и бетонобойные (БЕТАБ) (в американской терминологии Armor- piercing и Semi-armor piercing – бронебойные и бронебойно-фугасные и Blast – «пробивающие взрывом» бетонобойные) авиабомбы имеют много общего, как в конструктивном плане, так и в области применения. Обычно это тяжёлые бомбы – от 100-250 до 500-1000 и даже 2000 кг, предназначенные для поражения сильно бронированных объектов или объектов с прочной бетонной или железобетонной защитой. Например, фортификационные сооружения типа дотов, береговых батарей, бункеров, бронированных взлётно-посадочных полос и, наконец, крупных кораблей. Бронебойные бомбы были значительно сложнее конструктивно и дороже в производстве. Как правило, они имели головку из мягкого металла с большой степенью вязкости, типа свинца или латуни для страховки от рикошетов. Затем в головной части следовал тяжёлый твёрдый сердечник, иногда представлявший собой единое целое со всем корпусом. Затем следовал боевой заряд цилиндрической или конусообразной формы. В качестве взрывчатого вещества чаще всего использовался пикрат аммония, иногда пикриновая кислота или смеси на основе ТНТ. Принцип действия такой бомбы основывался на том, что на большой скорости тяжёлый наконечник пробивал укреплённую часть цели (броню или бетон), а затем уже внутри объекта подрывался боевой заряд. Несмотря на то, что количество бомб этого типа было сравнительно небольшим, они являлись одной из главнейших составляющих бомбового вооружения всей Тихоокеанской войны.

В распоряжении Авиакорпуса США находились 1000-фунтовая бронебойная бомба M52 (454 кг), бронебойно-фугасные бомбы средних калибров 500-фунтовая M58 (227 кг) и 1000-фунтовая M59 (454 кг), а также тяжёлая британская бронебойная бомба AN-Mk.I весом 1600 фунтов (726 кг) и массой боевого заряда 97,6 кг и тяжелая 4000-фунтовая бетонобойная бомба M56 (1814 кг). Они успешно применялись на протяжении всей войны в основном против японских кораблей. На вооружении США также стоял обширнейший ряд самых различных британских бомб, но применялись они исключительно на Европейском театре.

А вот японцы к началу боевых действий с прискорбием обнаружили, что на их вооружении данный тип практически полностью отсутствует, 60, 80, 250 и 500 кг бронебойно-фугасные и фугасные бомбы представлялись слишком неэффективными против американского линейного флота. Успешному ведению наступательных операций были крайне необходимы тяжёлые бронебойные бомбы, но для разработок требовались серьёзные вложения, да и времени практически не оставалось. И тогда инженеры нашли простой, дешёвый, а главное быстрый способ получить желаемое – было решено оснастить стабилизаторами и средствами подвесной механизации снаряды главного калибра японских линкоров. Были выбраны три типа бронебойных снарядов: 356 мм тип 91 весом 673,5 кг и массой боевого заряда 142,3 кг, 410 мм тип 91 весом 1020 кг и массой боевого заряда 219 кг и 460 мм тип 91 весом 1460 кг и массой боевого заряда 360 кг. (Кстати утверждение о том, что последние два типа были калибром 406 мм (16 дюймов) и 457 мм (18 дюймов) ошибочно - в дюймовом измерении они значатся как 16,1” и 18,1”.) Однако после переделки вес бомб-снарядов несколько увеличился, а подходящих носителей, тем более палубных, способных поднять более тонны попросту не нашлось. Тем не менее, результат использования 356 мм снаряда в качестве бронебойной бомбы превзошёл все ожидания. Новая 800 кг бомба стала самой мощной из всех стоявших на вооружении японского флота. Впервые это оружие было применено 7 декабря 1941 г во время атаки на американские линкоры, стоявшие в Жемчужной гавани. Палубные ударные самолёты «Накадзима» B5N2 тип 97 («Kate») сбросили на Пёрл-Харбор всего 49 таких бомб, 13 из них достигли цели. 2 попали в линкор «Tennessee», одна, насквозь пробив башню орудий главного калибра, взорвалась в башенном погребе, корабль ремонтировался больше года. Ещё одна бомба пробила несколько броневых палуб на полубаке линкора «Maryland» и взорвалась в трюме ниже ватерлинии, также на целых два года выведя его из строя. Но самые грандиозные разрушения нанесла бомба, попавшая в бак линкора «Arizona». 800 кг, сброшенные с высоты примерно 3000 м, пробили 127 мм броню палубы, и бомба оказалась в главном оружейном погребе. Последовал мощный взрыв, полностью разворотивший носовую часть линкора, из 1511 членов экипажа в живых осталось всего 408, восстановить корабль было уже невозможно.

Но не только 800 кг бомбы принесли японскому флоту столь славные победы. По-прежнему основным противокорабельным оружием оставалась 250 кг бронебойно-фугасная бомба. В сочетании с торпедными атаками она, бесспорно, оставалась самым эффективным оружием против средних кораблей. Уничтожить крейсер или эсминец даже прямым попаданием было невозможно, зато повредить корабль настолько, чтобы он стал беззащитной мишенью для торпедоносца, было вполне реально. На Пёрл-Харбор японцы сбросили 242 250 кг бомбы. Хотя смертельным ударом для «Аризоны» был взрыв в погребе 800 кг бомбы, 7 попаданий 250 стали совсем не лишними. Из восьми линкоров утопленных в Жемчужной гавани три – «California», «Pennsylvania» и «Nevada» «на счету» двухсотпятидесяток. И если двум последним ещё повезло («Неваде», единственной из всех, даже удалось дать ход), то «Калифорния» горела несколько дней, и восстанавливать её пришлось дольше остальных.

10 декабря 1941 г в Южно-Китайском море в районе Куантана был уничтожен и Британский Королевский Дальневосточный флот. О торпедной атаке будет сказано несколько ниже, но «последним гвоздём в крышку гроба» флагмана линкора «Prince of Wales» стала 500 кг бронебойно-фугасная бомба ювелирно «уложенная» по центру корпуса командиром группы «Мицубиси» G3M тип 96 («Nell») лейтенантом Такеда. Ещё сохранявший малый ход линкор опрокинулся и затонул в течение 15 минут.

Японцы физически не могли применять бомбы массой более одной тонны, поскольку на вооружении, как армии, так и флота отсутствовали бомбардировщики, способные поднимать в воздух большую нагрузку. Однако попытки создать более мощные самолёты неоднократно предпринимались. К разряду наиболее успешных следует отнести создание дальнего стратегического бомбардировщика «Накадзима» G8N1 «Рензан» («Rita»), способного нести бомбовую нагрузку до 4 тонн. Для вооружения именно этого самолёта флотом были разработаны специальные тяжёлые бомбы весом 2 т. Однако на серийное производство японской «Сверхкрепости» опять не хватило времени и средств.

Основные «аргументы» авиации японского флота.

Изображение Изображение Изображение


Бронебойные и бронебойно-фугасные бомбы стали для японцев тем самым молотом, которым они крушили флоты союзников в первые месяцы войны на Тихом океане. А вот американцы для решения своих стратегических задач воспользовались другим, не менее эффективным оружием. Этим типом стали зажигательные (ЗАБ) и фугасно-зажигательные (ФЗАБ) авиабомбы (в американской терминологии Incendiaries – поджигающие). Обычно это достаточно малые, от 0,5 до 50 кг бомбы, которые создают очаги пожаров за счёт составляющих их компонентов, имеющих высокую температуру (до 3000 градусов C) и длительный период горения. Помимо взрывателя, который может, в принципе, отсутствовать, на такие бомбы устанавливается воспламенитель, как правило, на основе белого фосфора. Тонкостенный корпус необходим только для того, чтобы бомба не разрушалась в полёте. При ударе о поверхность корпус разбивается и горючее вещество разбрасывается по площади, поджигая всё вокруг. Обычно в качестве активного компонента использовался порошковый магний или твёрдые окислы других активных металлов, белый фосфор и горючие смеси типа термита. К зажигательным бомбам можно отнести и напалмовые, впервые применённые американцами при высадке на остров Тиньян в июне 1944 г. Эти бомбы были несколько больше, иногда до 500 кг и основным активным компонентом в них выступал сгущённый желеобразный бензин. (Необходимо уточнить, что только смесь бензина с металлическими опилками алюминия или магния является напалмом. Такой вид активного вещества американцы в период Второй Мировой не применяли, однако сгущённый бензин в их терминологии также считается напалмом.) Принцип действия был приблизительно таким же – при ударе белый фосфор воспламенителя смешивался с бензином и самовозгорался. С конца 1944 г напалмовые бомбы применялись американцами на Тихом океане очень широко и являлись, чуть ли не главным стратегическим оружием. Достаточно сказать, что при высадке на Иводзиму за 16 дней было сброшено 1111 кластеров M69 общей массой 110 тонн.

На вооружении США стояли бомбы и на основе твёрдых смесей: магниевые 2-фунтовая M52 (0,9 кг), 4-фунтовая M50 (1,81 кг), 10-фунтовая M74 (4,54 кг) и фосфорная 100-фунтовая M47A1 (45,4 кг), однако они применялись преимущественно в Европе. Основным оружием на конечном этапе войны на Тихом океане стали именно напалмовые бомбы.

Причиной исторического решения (см. ниже), принятого 9 марта 1945 года командующим 21 воздушной армией генерал-майором Кёртисом ЛеМэем была слишком низкая эффективность дневных вылетов B-29 с грузом фугасных бомб на промышленные районы Японии. «Сверхкрепости», производившие бомбометание с высот не ниже 5000 м могли принять на борт не более 35% максимальной загрузки, плохая погода и низкая видимость, а также рассредоточенность основных целей вели к тому, что первые 2000 вылетов были фактически безрезультатными. Генерал принял решение о ночных бомбардировках жилых районов с высот 1500-3000 м зажигательными бомбами. Дело в том, что оборонные предприятия были разбросаны по густонаселённым рабочим кварталам, и отличить их от жилых зданий в условиях плохой видимости было чрезвычайно сложно. В результате бомбёжки Токио и другие крупные города охватили непрекращающиеся пожары, выгорело около 40% общей площади городов, только в Токио погибло более 80 тысяч человек, более 1 миллиона остались без крова. За 10 дней на Японию было сброшено 10110 тонн «зажигалок». А 6-фунтовую бомбу из загущённого бензина M69, массой всего 2,7 кг можно смело назвать самой многочисленной на Тихом океане за всю войну.

Вряд ли можно было придумать устройство конструкции более простой, чем эта бомба. Она представляла собой длинную жестяную трубку, запаянную сверху и снизу, как обычная консервная банка. Внутрь заливался бензиновый гель, а сверху приделывалась коробочка с фосфорным порошком. Правда, в таком виде бомбы использовались в основном в Европе, а на Тихом океане их упаковывали в специальные кластеры, представлявшие собой барабаны наподобие вязанки дров, к которым приделывались лёгкие жестяные стабилизаторы. В полёте кластеры разрушались и «вязанка» рассыпалась по значительной площади. Такие бомбы имели собственную маркировку - 220-фунтовые M19 (99,9 кг) и состояли из 36 M69. Значительно реже применялись 500-фунтовые кластеры M17 (227 кг), состоявшие из 110 4-фунтовых магниевых бомб M50 (1,81 кг). На второе место по частоте применения на Тихом океане после M69 следует поставить всё-таки 100-фунтовую напалмовую бомбу M47A2 (45,4 кг).

На вооружении японцев тоже стояли «зажигалки», которые использовались, конечно же, не так массово. В распоряжении армейской авиации имелись два образца: 50 кг фосфорная бомба тип 100 и 12 кг термитная бомба тип 97. Гораздо обширнее японцы применяли свой особый тип – химические авиабомбы (ХАБ) или Gas – газовые в американской терминологии. Эти бомбы обладали незначительной массой от 10 до 500 кг и предназначались для поражения живой силы противника. Конструкция представляла собой баллон со сжиженным газом под давлением, оснащённым стабилизаторами и взрывателем. Принцип их действия основывался на том, что, как правило, бесконтактный взрыватель разрушал тонкую оболочку на небольшой высоте (около 50 м) и отравляющее вещество разбрызгивалось по площади, а затем, испаряясь, поражало противника. Несмотря на то, что применение отравляющих веществ было запрещено Женевским протоколом от 1925 г, оба государства имели на вооружении подобные бомбы. Американцы использовали для этих целей в основном горчичный газ, в их арсенале имелись 115-фунтовые бомбы M70 (52,2 кг), а также 500- и 1000-фунтовые бомбы M78 (227 и 445 кг), которые ограниченно применялись при высадке на Иводзиму, Окинаву и другие малые Японские острова на конечном этапе войны. Японцы чаще применяли порошковые отравляющие вещества. Основной химической бомбой была 50 кг бомба комплексного фугасного и отравляющего действия. Она очень широко использовалась против живой силы противника в Юго-Восточной Азии, Китае и на Филиппинах на протяжении почти всей войны.

На этом заканчивается классификация боевых типов, однако в арсенале воюющих сторон обязательно присутствуют вспомогательные бомбы. Были они и на вооружении США и Японии. К вспомогательным бомбам относятся следующие типы. Практические авиабомбы (ПАБ) – предназначались для тренировок лётного состава бомбардировочной авиации на точность прицельного бомбометания и представляли собой упрощённую модель боевой авиабомбы идентичных размеров и массы с муляжом боевого заряда. Имитационные авиабомбы (ИАБ) – лёгкие упрощённые подобия бомб, создававшие имитацию бомбового удара, при помощи сильного свистящего звука, и оказывавшие исключительно психологическое воздействие на противника. (О применении таких бомб на Тихом океане данных нет. В современном понимании ИАБ – бомбы имитирующие эпицентр ядерного взрыва во время войсковых учений.) Светящиеся или осветительные, а также фотографические авиабомбы (САБ и ФОТАБ) – предназначены для освещения местности в тёмное время суток для лучшего визуального контроля во время прицельного бомбометания, а также ночной авиаразведки и аэрофотосъёмки. Как правило, применялись с использованием парашютов. К их разновидности можно отнести ориентирно-сигнальные авиабомбы (ОСАБ), предназначенные для обозначения контрольных районов и маркерных точек с помощью световых или дымовых сигнальных меток. Дымовые авиабомбы (ДАБ) – создают нейтральное (безвредное как для себя, так и для противника) воздействие. Маскируют собственные силы и дезориентируют противника с помощью большого ослепляющего облака, как правило, создающегося за счёт дымного горения белого фосфора.

К последнему типу вспомогательных бомб относятся агитационные авиабомбы (АГИТАБ), представляющие в данном контексте особый интерес. Агитационные бомбы сбрасывались на противника с целью ведения деморализующей пропаганды, оказания психологического давления на уровне эмоционального восприятия. Как правило, подобные бомбы снаряжались большим количеством листовок или другой наглядной агитации, предназначенной, прежде всего, для младшего сержантского и рядового составов окружённых группировок противника для скорейшей сдачи их в плен. Тонкостенный корпус бомб, представлявший собой, по сути, жестяной контейнер, разделялся в полёте на небольшой высоте и листовки разлетались над позициями противника. В американской терминологии бомбы обозначаются, как Leaflet – листовка, на вооружении США находились целых три типа АГИТАБ: переделанная из 100-фунтовой осветительной бомбы M-26 (45,4 кг), вмещавшая 10500 экземпляров листовок размером 13х20 см, и специальные бомбы M-15, весом 25 кг, вмещавшая 7500 листовок и M-16, весом 80 кг, вмешавшая больше 30000 листовок.[/center]

Изображение

Примеры американских агитационных листовок.

Приблизительный смысл текста: «Сдавайтесь, всё равно война проиграна, зачем гибнуть напрасно?»


Изображение

…и немногочисленные «жертвы» подобных бомбовых ударов,

широко рекламируемые в кинохронике. В руках «гарантии жизни».


Японская машина пропаганды нисколько не уступала, а иногда даже превосходила по эффективности американскую. Принцип работы был аналогичным, а эффективность выше, просто по причине того, что среди американских солдат было в несколько раз больше, умевших читать, чем среди японцев и тем более войск сателлитов. Наивысшей степени эффективности агитационные бомбы японцев достигли во время оккупации Филиппин. Окружённые американцы предпочитали сдаваться, в надежде остаться в живых.

Изображение

Листовка - обращение к окружённым на Филиппинах американцам. «Вы далеко от дома, на враждебной территории. Но не волнуйтесь парни, ваша жизнь вне опасности. Почему? Потому, что мы не занимаемся отловом мелкой рыбёшки. Нет ничего проще, чем оборвать линию вашей жизни. Так давайте, парни, доверьтесь своему сердцу!»


Изображение

Так называемый «пропуск пленника». Листовка обращена к американским,

филиппинским и другим солдатам союзников. «Пропуск» необходимо было предъявить при сдаче в плен.


Изображение

Листовка, также сбрасывавшаяся на Филиппины и носившая политический мотив.

«Капиталисты нуждаются в нескончаемом потоке красного.

Это ваша кровь парни! Но из выжатого лимона больше не выдавишь.»


На этом краткий обзор «тупых» бомб, как боевых, так и вспомогательных можно считать завершённым и перейти к детальному рассмотрению «специальных» и «умных» бомб, применявшихся воюющими сторонами на Тихом океане.

«Специальные» или бомбы со «спецзарядами» были на вооружении всего одного государства в мире – США. Эти бомбы применялись дважды, оба раза против мирных японских городов, на территории которых не было даже стратегических или оборонных объектов.

Первоначально, так называемый «Манхэттенский проект», берущий официальное начало 17 сентября 1942 г, включал в себя в себя разработку трёх бомб с двумя разными вариантами ядерных зарядов. Пробная бомба «Гаджет» была плутониевой, в связи с этим конструкторы натолкнулись на массу непредвиденных трудностей в её изготовлении. В результате разработка «Гаджета» затянулась, в то время как работы над более простой в конструктивном плане урановой бомбой «Малыш» шли уже полным ходом.

В середине мая 1945 г «Малыш» был полностью готов к использованию, за исключением уранового заряда, полное количество которого, планировалось получить к 1 августа. Бомба была отправлена на Тиньян, где формировалось сверхсекретное стратегическое подразделение 509, состоявшее из 17 специально оборудованных для перевозки спецбоеприпаса бомбардировщиков B-29. Только 13 апреля 1945 г президент Трумэн был поставлен в известность о проводящейся в США ядерной программе. Руководитель проекта генерал Лесли Гровс одобрил программу испытаний плутониевой бомбы под кодовым названием «Тринити» и 16 июля 1945 г были проведены первые в мире полномасштабные испытания ядерного оружия на полигоне Аламагордо в Нью-Мексико. Испытания прошли успешно – первая в мире плутониевая бомба «Гаджет» рванула на высоте 30 м над землёй с приблизительной мощностью 20-22 килотонны в тротиловом эквиваленте. В то же время форсированными темпами была произведена вторая плутониевая бомба «Толстяк» практически полностью копировавшая конструкцию «Гаджета».

К 1 августа 1945 г «Малыш» был готов к применению. 6 августа 1945 г бомбардировщик B-29 с позывными «Enola Gay», под командованием подполковника Пола Тиббетса взял курс на Японские острова, целью был выбран город Хиросима, расположенный на острове Сикоку. В 9:16 «Малыш» был сброшен на парашюте и взорвался на высоте 580 м. Приблизительная мощность взрыва была от 12 до 18 килотонн в тротиловом эквиваленте. Последствия были ужасающими - более 66 тысяч жителей погибли моментально, ещё 69 тысяч было тяжело ранено. Всего до 1951 г по разным оценкам из-за взрыва и последствий радиации погибло около 200 - 220 тысяч человек.

Утром 8 августа был готов «Толстяк». Из-за неблагоприятных погодных условий, назначенный на 11 августа вылет был сдвинут на 9 августа. В 3:47 B-29 с позывными «Bock`s Car» под командованием Чарльза Свини вылетел с Тиньяна, цель – арсенал в Кокуре. В 10:44 из-за низкой облачности командир экипажа принял решение идти на запасную цель – Нагасаки. Над запасной целью облачность была также достаточно плотной и поэтому бомба была сброшена на границе города в единственный безоблачный просвет, поскольку горючего оставалось только на один заход. В 11:02 «Толстяк» взорвался на высоте 500 м с приблизительной мощностью 21 килотонна в тротиловом эквиваленте. Несмотря на то, что взрыв был за границей населённой части города, погибло более 70 тысяч человек.

До сих пор эти два взрыва являются единственными примерами применения спецзарядов в реальных боевых условиях, и до сих пор остаются образцами самых страшных варварских преступлений против человечества, когда всего несколько секунд было уничтожено несколько сотен тысяч мирных жителей.

Изображение

Урановая бомба «Малыш», сброшенная 6 августа 1945 г на Хиросиму.


Изображение

Плутониевая бомба «Толстяк», повторившая 9 августа в Нагасаки «подвиг» «Малыша».


Изображение

Бомбардировщик B-29 «Enola Gay» - первый в мире самолёт, выполнивший атомную бомбардировку.


Однако не только американцы выделялись наличием оружия массового поражения. В обстановке строжайшей секретности в Японии ещё накануне войны проводились работы по бактериологическому оружию. До сих пор сведения об этих разработках и случаях их использования в боевых условиях отрывочны и противоречивы, поскольку это оружие проектировалось таким образом, чтобы скрыть факт его применения. В Пинфане и Харбине были построены фабрика и лаборатория по выращиванию и культивированию болезнетворных бактерий, в основном чумы, холеры, сибирской язвы, тифа, дизентерии, столбняка, туберкулёза, проказы и красной плесени. Сначала планировалось переносить бактерии на территорию противника с помощью диверсионных групп, но затем стала очевидной необходимость создания авиабомбы. По некоторым сведениям работы по бактериологическим бомбам проводились в Японии на протяжении 10 лет. Первая из них была испытана ещё в 1937 г, а к 1940 г в арсенале специализированного отряда 731 находилось уже 9 типов бомб. Эти бомбы определённо применялись в ходе боёв в районе Пекина и в Северном Китае.

Наиболее совершенной конструкцией была бомба «системы Удзи тип 50». Она представляла собой керамический резервуар ёмкостью 10 литров, заполненный жидкой бактериологической культурой, и оснащённый целлулоидными стабилизаторами. Для того, чтобы повысить вероятность подрыва, бомба оснащалась сразу двумя взрывателями – бесконтактным, срабатывавшим на высоте 200-300 м, и взрывателем ударного действия. Вокруг корпуса закреплялся детонирующий шнур, разрывавший резервуар на мельчайшие осколки, с тем, чтобы уничтожить следы применения боеприпаса. Целлулоидные стабилизаторы просто сгорали. Трудности использования такой бомбы заключались в том, что нестандартный материал корпуса был очень хрупким, а заполнение его жидкостью вело к нестабильности в полёте и как результат низкой точности попадания. Кроме того, необходимо было защитить культуру от тепловых воздействий при взрыве. Для испытаний, проводившихся с 1939 по лето 1945 г, использовались бомбы начинённые чумными блохами и как само собой разумеющееся подопытные люди.

Помимо оружия массового поражения японцы применяли на Тихоокеанском театре ещё один уникальный вид вооружений. Всем известны лётчики-смертники камикадзе. По сути, их снаряды представляли собой самый совершенный вид управляемых бомб, поскольку «интеллект» ограничивался только возможностями самих устройств, а не «живых систем управления». Однако техническая сторона вопроса была не на высоте. В качестве летающих бомб применялись устаревшие самолёты, начинённые взрывчаткой. Эффективность применения таких устройств была слишком низкой. Прежде всего потому, что главной задачей камикадзе становился поиск цели, а не её поражение. Кроме того, тихоходные самолёты были лёгкой мишенью для зенитной артиллерии и других средств ПВО американцев. Японии требовалось кардинальное решение вопроса технического оснащения смертников.

Лёгкий специализированный самолёт-снаряд «Йокосука» MXY7 «Ока» («Цветок сакуры») совершил свой первый испытательный полёт в сентябре 1944 г. Необычный самолёт снимал сразу несколько вопросов эффективности действий камикадзе. Прежде всего, необычайно лёгкая конструкция в виде небольшой торпеды с кабиной пилота, оснащённой небольшими горизонтальными крыльями и двухкилевым оперением, не могла самостоятельно подняться в воздух. Для пуска требовался носитель, а это снимало вопросы об ограниченности топливного запаса и возвращении снаряда на базу в случае, если противник не был обнаружен. Твердотопливный ускоритель, состоявший из трёх разгонных ракет и развивавший тягу до 800 кг в течение 8-10 секунд, делал «Оку» не простой целью, а 1200 кг тринитроаминола могли вывести из строя корабль практически любого водоизмещения. Тактика применения снаряда сводилась к поиску цели носителем, ими, как правило, являлись бомбардировщики флота G4M2e. В момент обнаружения цели на дистанции 70-90 км снаряд отделялся от носителя, не входившего в зону действия ПВО противника, на высоте около 8000 м и планировал в сторону объекта. При входе в зону действия ПВО пилот включал двигатель и пикировал на цель под большими углами. В момент подхода к цели снаряд имел скорость около 900 км/ч, поэтому сбить его в такой ситуации было чрезвычайно сложно.

Такой принцип действия ставил «Оку» в разряд управляемых планирующих бомб. К тому времени два типа этого вида оружия успешно прошли испытания и стояли на вооружении Германии. В 1943 г компания «Blohm und Voss» разработала планирующую бомбу BV.246 «Hagelkorn» весом 730 кг и массой боевого заряда 435 кг, эффективность применения которой была весьма низкой из-за несовершенной системы управления. А вот радиоуправляемая корректируемая бомба PC.1400FX весом 1650 кг и массой боевого заряда 270 кг, выпущенная компанией «Ruhrstahl-Kramer» и больше известная под названием «Fritz X», показала себя как незаменимое оружие против мостов, дамб, переправ и кораблей. Бомба была выпущена в количестве 5 тысяч экземпляров и стала знаменита после того, как в Средиземном море ею был уничтожен самый современный итальянский линкор «Roma», шедший сдаваться союзникам.

Первые же испытания «Оки» показали, что снаряд обещает быть очень эффективным в действиях против кораблей противника. Уже в конце сентября 1944 г, не дожидаясь окончания испытаний, заводы «Йокосука» и «Кугисё» начали его серийную постройку под обозначением «специальный морской штурмовой самолёт Ока модель 11». До марта 1945 г было произведено в общей сложности 755 экземпляров планирующей бомбы. Впервые снаряд был успешно использован против линкора «West Virginia», который весьма серьёзно пострадал. Несколько планирующих бомб повредили ещё три транспортных судна. Затем 12 апреля 1945 г у побережья Окинавы был утоплен эсминец «Mannert L`Abel».

Надо отметить, что американские моряки панически боялись атак камикадзе, называя «Оку» «Crazy» («Безумец»). Зная о том, что смертники стараются отыскать наибольшие цели типа линкоров, авианосцев и крейсеров, экипажи малых кораблей наносили на свой борт огромные белые стрелки, указывавшие направление к флагману или другому крупному кораблю, стараясь максимально обезопасить себя от атаки камикадзе. Точный удар одной «живой бомбы» в 90% случаев становился для малых кораблей летальным. С 6 по 17 апреля отряды смертников, так или иначе, повредили более 100 американских кораблей, находившихся у побережья Окинавы, 15% из них пришлось на долю планирующих бомб «Ока». Наибольший ущерб американскому флоту камикадзе нанесли 11 мая 1945 г, когда сразу двумя смертниками был атакован авианосец «Banker Hill» класса «Essex», понесший тяжелейшие повреждения, после которых он был отбуксирован в капитальный ремонт, практически все самолёты, находившиеся в тот момент на взлётной палубе, сгорели. 12 мая тяжёлые повреждения получил линкор «New-Mexico», а 14 мая вышел из строя флагманский авианосец «Enterprise», всего к концу мая было потоплено 36 различных кораблей.

Изображение

«Йокосука» MXY7 «Ока» модель 11.


Изображение

[url="http://pacificstorm.net/Articles/arms/image/16.png"]http://pacificstorm....ms/image/16.png[/url]


Изображение

Сверху внешний вид «Йокосука» MXY7 «Ока» модель22,снизу учебно-тренировочный вариант модель 43Б К-1 КИА.


Изображение

Проекции перспективой радиоуправляемой крылатой ракеты «Йокосука» MXY7 «Ока» модель53.


Однако американцы очень быстро нашли способ борьбы с «Окой», перехватывая носители ещё до их подхода к цели и сброса планирующей бомбы. Бомбардировщики требовали серьёзного истребительного прикрытия, которое флотская авиация на тот момент предоставить уже не могла. Так, например, в самой первой операции с применением «Оки» 21 марта 1945 г американские истребители уничтожили сразу все 16 G4M2e. Японцам необходимо было срочно пустить в ход менее уязвимый носитель. Для этих целей была специально разработана модель скоростного бомбардировщика «Йокосука» P1Y3 «Гинга» («Frances»), однако до конца войны ни один прототип так и не был доведён до завершающей стадии. Поскольку бомбардировщик заметно уступал «Бетти» в грузоподъёмности, инженеры «Йокосуки» разработали новый планер облегчённой конструкции, с укороченным крылом и вдвое уменьшенной массой боевого заряда, до 600 кг. Прототип был обозначен как «Ока» модель 21. Однако этого оказалось совершенно недостаточно, необходимо было наращивать радиус действия самого снаряда, а для этого требовался принципиально новый двигатель. На новый планер вместо ракетных ускорителей был установлен реактивный двигатель Цу-11 с компрессором, приводившимся от 4-хцилиндрового поршневого двигателя мощностью 100 л. с. Вес самого снаряда по сравнению с моделью 11 снизился с 2140 до 1450 кг. Несмотря на то, что скорость аппарата значительно упала, радиус применения вырос в 3,5 раза, а за счёт улучшившейся аэродинамики планера скорость пикирования увеличилась до 1000 км/ч. А поскольку двигатель включался теперь не на конечном участке траектории, а работал практически постоянно после отделения от носителя, то «Ока» из разряда планирующих бомб перешла в разряд крылатых ракет. Новое оружие начало выпускаться в марте 1945 г под обозначением «Ока» модель 22 и было произведено до конца войны в количестве 50 экземпляров. Помимо этого было выпущено 45 учебных снарядов под обозначением «Ока К-1», отличавшихся установкой посадочной лыжи, тормозной механизацией в виде закрылков, водяным резервуаром вместо боевого заряда и отсутствием двигателя.

Помимо P1Y3 «Оку» планировалось устанавливать на тяжёлые стратегические бомбардировщики G8N1 «Рензан». Для этого была начата разработка более тяжёлых снарядов модель 33, которые должны были стать полноценными крылатыми ракетами с турбореактивным двигателем Не-20 и боевым зарядом массой 800 кг. Работы были прерваны из-за затягивавшихся сроков сдачи в серию носителя, тем не менее, дальнейшее усовершенствование «Оки» всё-таки было продолжено. Используя модель 33, конструкторы предложили два варианта крылатых ракет - модель 43А со складывающимися крыльями, которая должна была стартовать с подводной лодки, и модель 43Б для береговой обороны, со стартом с рельсовых направляющих при помощи твёрдотопливных ускорителей. Однако было выпущено всего два экземпляра учебно-тренировочных ракет «Ока» модель 43Б К-1 КАИ, на которых вместо боевого заряда устанавливалась дополнительная учебная кабина. Последней ракетой «Ока» должна была стать модель 53, разрабатывавшаяся на базе 43, но уже без пилота-смертника. Управление должно было осуществляться по радиосигналу с носителя – «Рензана». Дальность планировалось увеличить до 240 км, однако модель 53 так и не была построена даже в экспериментальном варианте в связи с окончанием войны.
Наибольшее распространение и соответствующее развитие, крылатые ракеты получили в Германии. Ещё в июне 1942 г компания «Fieseler» приступила к выполнению спецзаказа на это «чудо-оружие». Программа получила поддержку в самых верхних эшелонах власти Третьего Рейха, и уже к февралю 1944 г начались испытания оружия возмездия, с помощью которого немцы надеялись переломить ход Второй Мировой. В общей сложности было выпущено около 9 тысяч снарядов Fi.103V-1 (Фау-1) «Buzz Bomb», оснащённых пульсирующим воздушно-реактивным двигателем. Основным недостатком этих ракет было отсутствие совершенных систем управления, точность попадания на дальних дистанциях была чрезвычайно низкой, что сводило эффективность применения практически к нулю. Немцы подумывали об использовании в качестве «системы управления» пилота-смертника и даже выпустили около двух сотен снарядов Fi.103 «Reichenberg IV», оснащённых кабиной, но в силу вполне понятных причин эти ракеты так и не были использованы. Зато японцам идея очень понравилась. Практически даром ими была получена документация по V1 и некоторые части рабочей ракеты, включая двигатель. В срочном порядке конструкторская группа Токийского Авиатехнического университета во главе с профессором Ичиро Тани приступила к разработке собственного образца. Постройкой прототипа занялась компания «Каваниси».

Изображение

Сверху внешний вид неуправляемого реактивного снаряда «Fieseler» Fi.103V1 «Buzz Bomb» - первой в мире крылатой ракеты, снизу управляемый пилотом-смертником вариант «Fieseler» Fi.103 «Reichenberg IV».


Больше всего в конструкции Фау-1 японцев привлекала возможность самостоятельного старта с рельсовых направляющих и приличная дальность, до 370 км. Вопрос использования пилота-смертника не подвергался сомнению. От старта с пусковой площадки пришлось отказаться в силу дефицита времени на постройку таковой, поэтому Тани решил оснастить ракету сбрасываемыми колёсными шасси для запуска с обычного аэродрома. Ракета должна была оснащаться пульсирующим воздушно-реактивным двигателем Мару Ка-10, обеспечивавшим тягу 360 кг, и являвшимся аналогом двигателя Фау-1. В головной части располагался боевой заряд массой 250 кг. В купе со средней скоростью 740 км/ч ракета, на манер «Оки» получившая красивое имя «Баика» («Цветок сливы»), должна была стать довольно грозным оружием, однако достроить экспериментальный образец японцам помешало окончание войны.

Изображение

Схема японского аналога Фау-1, так и не увидевшая свет крылатая ракета «Каваниси» «Баика» («Цветок сливы»).


Изображение

Противокорабельная радиоуправляемая крылатая ракета И-Го-1А, подвешенная на бомбардировщик «Мицубиси» Ки-67 тип 4.


Всё тот же Токийский университет развил идею Первого арсенала по разработке собственных радиоуправляемых крылатых ракет «И-Го», для нужд армейской авиации. В основу проекта был положен реактивный управляемый снаряд германской компании «Henschel» Hs.293. Отличие заключалось в том, что «Хеншель» управлялся с носителя посредством тонкого провода, «И-Го» планировалось управлять с помощью радиосигнала. Совместно с компанией «Мицубиси» был разработан цельнодеревянный планер с короткими прямыми крыльями и двухкилевым вертикальным оперением. Ракетный двигатель «Мицубиси» «Токиро-1» тип 3 обеспечивал тягу 240 кг на протяжении 75 секунд. В течение осени 1944 г снаряд проходил полномасштабные испытания и пробные пуски с летающей платформы Ки-67 тип 4 «Хирю». Однако в серийное производство ракета «И-Го» модель 1А так и не пошла. Армейское руководство не устраивала слишком малая дальность действия – порядка 20 км и невысокая скорость – 550 км/ч. Боевой заряд был вполне приличным для корабля любого класса – 800 кг. В конце 1944 г работы по доводке ракеты были переданы специалистам «Кавасаки», которые приняли решение для повышения дальности несколько уменьшить размеры снаряда и снизить массу боевой части до 300 кг. Был установлен менее мощный ракетный двигатель с тягой 150 кг, но зато работавший 80 секунд. Вес ракеты снизился с 1400 до 680 кг. Испытания нового образца, получившего обозначение «И-Го» модель 1Б было продолжено с использованием устаревшего ударного самолёта «Кавасаки» Ки-48-II тип 99 («Lily»), с целью в дальнейшем вооружить крылатыми ракетами новейшие штурмовики «Кавасаки» Ки-102 тип 4 («Randy»). Ракеты были запущены в серийное производство, в общей сложности до конца войны их было изготовлено 180 экземпляров, однако из-за неготовности носителей ни одна из них так и не была применена в боевых условиях. Последняя модель «И-Го-1Ц», представлявшая собой дальнейшее развитие серии «И-Го», с учётом рекомендаций армейских специалистов, полученных после полномасштабных испытаний весной 1945 г, так и не дошла до конечной стадии постройки прототипа из-за окончания боевых действий.

В свою очередь флотские специалисты «Дай-Ичи Кайгун Коку» сделали несколько попыток представить собственные разработки управляемых крылатых ракет для нужд флота. Изначально предполагалось, что ракета должна быть противокорабельной и запускаться с носителя. Разработка получила обозначение «Фанрю-1» («Яростный дракон»). Однако очень скоро акценты сместились, и работы по противокорабельной ракете были прекращены. Проект «Фанрю-2» представлял собой наземную зенитную ракету, которая дошла даже до стадии испытаний. Пороховой двигатель в течение 3,5 секунд обеспечивал тягу до 2400 кг и скорость до 845 км/ч. При массе 370 кг ракета имела боевой заряд 50 кг. Система управления основывалась на поправках к отклонениям от заданной точки, обеспечивавшихся наличием гиростабилизированной платформы. Однако практический потолок такой ракеты не превышал 5 км. Чтобы поднять его, было решено заменить твёрдотопливный ракетный двигатель жидкостным. Проект получил развитие под обозначением «Фанрю-3», однако расчёты показывали, что необходимый потолок достигнуть не удастся и работы прекратили. Последняя ракета серии «Фанрю» модель 4 также была зенитной, она стала единственной боеспособной из всех управляемых флотских ракет и уже готовилась к серийному производству. Двухкомпонентный ракетный двигатель «Токо» Ро-2 обеспечивал 1900 кг снаряду тягу 1500 кг и весьма приличную скорость 1080 км/ч, а также существенный для любого самолёта потолок 15 км и дальность 30 км. Вес боевого заряда 200 кг также был «смертельным» для любого типа самолётов. Особое уважение вызывает система управления, которая напоминает упрощённый метод «наведения по трём точкам», широко применяющийся и сейчас. Две радарные станции сопровождения, автономно передавали координаты цели и ракеты на компьютер, который вычислял ошибку рассогласования. Затем радар сопровождения ракеты передавал телеметрические данные с компьютера о положении цели на ракету. Когда ошибка рассогласования становилась равной нулю, автоматически давалась команда на подрыв. К сожалению, «Фанрю-4» так и не успела выйти из стадии прототипа в связи с окончанием войны.

В конце войны флотские специалисты успели разработать ещё более интересный проект – противокорабельную бомбу с инфракрасной головкой самонаведения модель 9. Такая концепция родилась не случайно. Дело в том, что ночные атаки на корабли противника были сочтены наименее опасными с точки зрения перехвата носителей. В отсутствии визуального контакта цели были видны только на радаре, поэтому инфракрасная система самонаведения была признана оптимальной в обеспечении заданной точности попадания.
Первые 8 прототипов бомбы были признаны неудачными. Протестированный на модели 7 инфракрасный приёмник обладал чувствительностью способной зафиксировать тепло человеческого тела на расстоянии до 100 м. В течение лета 1945 г на озере Хаманако было произведено около 60 пробных запусков модели 7 с высоты 3000 м, целью был обычный костёр, разведённый на плоту. Однако точность попаданий была неудовлетворительной – менее 10%. Причиной была плохая управляемость и как следствие низкая маневренность бомбы. В новом прототипе модель 9 были устранены все эти недостатки. Две пары крыльев и стабилизаторов оснащались зависающими элеронами, кроме того, в хвостовой части были предусмотрены воздушные тормоза. Такая схема обеспечивала отличную управляемость в полёте на скорости 540 км/ч, и гироскопическую стабилизацию. Предполагалось, что бомба будет сбрасываться с большой высоты в заданном районе, затем на высоте 2000 м начинала работать система управления, выводившая бомбу точно на цель, последние 600 м она проводила в свободном падении. Общий вес снаряда составлял 800 кг, масса боевой части варьировалась от 200 до 300 кг. К сожалению никаких ускоряющих двигателей предусмотрено не было. Испытания планировалось завершить к началу сентября 1945 г, однако закончены они не были.

Изображение

Схема прототипа твёрдотопливной управляемой зенитной ракеты «Фанрю-2».


Изображение

Схема управляемой зенитной ракеты «Фанрю-4».


Изображение

Самонаводящаяся противокорабельная планирующая бомба модель 9.


Конец войны охарактеризовался широким распространением ракетного оружия. В Германии оно уже представляло собой вполне сформировавшийся, обособленный и способный конкурировать с другими вооружениями вид. Наряду с крылатыми ракетами и управляемыми планирующими бомбами и торпедами особенно широкий размах применения получили ракеты класса «воздух-воздух» и «воздух-поверхность». Как правило, управляемые зенитные ракеты, запускавшиеся с наземных пусковых комплексов, имели возможность пуска с воздуха бомбардировщиком-носителем.

В декабре 1944 г успешно прошла испытания радиоуправляемая ракета «Henschel» Hs.298, предназначенная для борьбы со стратегическими бомбардировщиками союзников. В августе 1944 г компаниями «Messerschmitt» и «Holzbau Sonthofen» после успешных испытаний прототипов E-1, E-2 и E-3 была запущена в серийное производство управляемая зенитная ракета E-4 «Enzian», применявшаяся также и с воздушных носителей. Начатые ещё в 1943 г испытания управляемой крылатой ракеты класса «воздух-воздух» X-4 компании «Ruhrstahl-Kramer» воплотились в серийный выпуск 1300 экземпляров. Однако наибольшее распространение приобрели неуправляемые ракеты концерна «Rheinmetall-Borsig» 55 мм R4M и 210 мм WGr.21, применявшиеся как против воздушных, так и против наземных целей. Кроме того, по бронированным наземным целям использовались неуправляемые ракеты-гранаты тех же производителей 65 мм RZ-65 и 88 мм «Panzerschreck» и «Panzerblitz».

Всё это могло спокойно оказаться в японских арсеналах, как многое из того, что было отправлено в Японию из Германии, могло, но не оказалось. На размышления наводит то обстоятельство, что немцы, так запросто отдававшие японцам свои самые последние наработки по «чудо-оружию» - крылатым ракетам, управляемым планирующим бомбам, реактивным двигателям, радиолокационным станциям, почему-то слишком ревностно отнеслись к сохранению в секрете гораздо более примитивных с технической точки зрения неуправляемым ракетам класса «воздух-воздух» и «воздух-поверхность». А может быть, те сами не заинтересовались столь «несерьёзными игрушками», предпочитая пользоваться такими атавизмами эпохи, как 75 мм пушки тип 88 с ручной подачей.

Развитие германского ракетостроения дало мощнейший толчок этой отрасли во всём мире, в том числе и в США. Ещё в июле 1944 г американские инженеры исследовали обломки упавших на Лондон крылатых ракет V-1, затем после захвата нескольких пусковых установок на атлантическом побережье Франции было принято решение о разработке копии снаряда. Используя немецкие установки, американцы произвели несколько пробных запусков ракеты JB-2, явившейся точной копией V-1 с американским аналогом прямоточного реактивного двигателя, под обозначением PJ31-F-1, построенного компаниями «Republic» и «Ford». Однако примитивная система управления немецкой V-1 не устраивала американцев, в начале 1945 г были проведены тестовые испытания новой радиокомандной системы. Планировалось использовать ракеты как для запуска с наземных катапульт с использованием твёрдотопливных ускорителей, так и для пусков с носителей, бомбардировщиков типа B-17.

Изображение

Американский вариант V-1 – крылатая ракета JB-2 «Loon».


Изображение

Бомбардировщик B-17 с двумя такими ракетами под крылом.


В конце 1944 г планировался серийный выпуск 75 тысяч ракет JB-2, с тем, чтобы 12000 применить при высадке на японские острова. Однако всего до конца войны было произведено 1400 экземпляров. После войны эти ракеты были переиндексированы в LTV-1 и LTV-A-1 и проходили полигонные испытания в 1948-1949 гг.

Флот США также заинтересовался ракетами JB-2, и в середине 1945 г было произведено несколько испытательных стартов с эскортных авианосцев. Образец приняли на вооружение под обозначением KGW-1 и установили на две подводные лодки. Новая ракета известная под названием «Loon» оснащалась 15 кт ядерным зарядом XW-10. После войны она была переиндексирована в KUW-1, а в 1948 г в LTV-2 и LTV-N-2. В 1950 г программа по ракетам «Loon» была закрыта, уступив место новым и более совершенным крылатым ракетам SSM-N-8/RGM-6 «Regulus».

Помимо JB-2 «Loon», американцы разработали целую серию крылатых ракет JB. Первой из них стала созданная компанией «Northrop» по схеме «летающее крыло» JB-1 «Bat». Ракету собирались оснастить двумя турбореактивными двигателями «General Electric» B1 и боевым зарядом, состоявшим из двух 2000-фунтовых фугасных бомб M66 (907 кг). В августе 1944 г был готов планер, а первый запуск ракеты произвели в декабре 1944 г с помощью твёрдотопливного ускорителя. Испытания закончились катастрофой, ракета была разрушена, а программа закрыта в связи с неготовностью турбореактивных двигателей. В дальнейшем работы были возобновлены, с решением установить прямоточный пульсирующий двигатель «Ford» PJ31, однако после 10 неудачных пусков, произведённых в апреле 1945 г, программа испытаний новой ракеты JB-10 также была прекращена в январе 1946 г. Проекты JB-5, JB-6, JB-7, JB-8 и JB-9 представляли собой различные схемы крылатых ракет класса «воздух-поверхность» и «поверхность-поверхность», но ни один из них так и не дошёл до конечной стадии разработки и никогда не был воплощён «в железе».

В январе 1944 г была начата разработка крылатой ракеты JB-3 оснащённой двухступенчатым твердотопливным двигателем, способным разогнать снаряд до околозвуковой скорости. Стабилизацию полёта обеспечивали 3 крыла, наведение производилось за счёт полуактивной радиолокационной системы. Несколько пробных пусков было произведено с ударного самолёта A-26 «Invader», однако полную программу испытаний удалось провести только после войны. В конце 1946 г работы по ракете JB-3 «Tiamat» были остановлены в связи с тем, что начались разработки более совершенных образцов.

Изображение

Первая из крылатых ракет серии JB – летающее крыло «Northrop» JB-1


Изображение

Крылатая ракета JB-3 «Tiamat».


Изображение

Вариант JB-4 с комбинированной системой управления.


Одним из продолжений развития крылатой ракеты JB-2 стала модель JB-4, также оснащённая прямоточным двигателем «Ford» PJ31 и комбинированной телевизионной и радиокомандной системой управления. Несколько пробных запусков произведённых в начале 1945 г, показали существенную дальность полёта ракеты, до 120 км. Однако работы были прерваны в связи с окончанием войны.

Самыми ранними ракетами, применявшимися авиацией США были неуправляемые 4,5-дюймовые (114 мм) пороховые снаряды M-8, запускавшиеся с пусковых установок «Bazooka», представлявших собой, по сути, конструкцию из трёх длинных труб. Ракета M-8 представляла собой снаряд длиной 830 мм и массой 17,5 кг, боевая часть была весом 1,96 кг, скорость ракеты 930 км/ч, а дистанция применения 4200 м. Всего было выпущено 2537000 экземпляров, зарекомендовавших себя весьма эффективным оружием для атак по наземным целям. Сменить M-8 должна была также 114 мм ракета M-16, однако до сих пор о ней мало что известно.

Наибольшее распространение получили 5-дюймовые (127 мм) ракеты HVAR (High-Velocity Aircraft Rocket – высокоскоростные авиационные ракеты), являвшиеся прямыми наследницами 3,5-дюймовых (89 мм) и 5-дюймовых FFAR (Forward Firing Aircraft Rocket – авиационные ракеты для стрельбы вперёд). 89 мм противолодочные ракеты FFAR имели скорость около 1300 км/ч. Впервые они были применены в июне 1943 г, первая подлодка была уничтожена с их помощью в январе 1944 г. 127 мм FFAR начали применяться в декабре 1943 г, их скорость значительно упала в сравнении с 89 мм до 780 км/ч. Пришедшие им на смену HVAR обладали скоростью 1530 км/ч, дальность действия также увеличилась с 1,6 до 5 км, а боевая головка осталась без изменений - 20 кг. Впервые HVAR, носившие также название «Holy Moses» («Святой Моисей»), были успешно протестированы в декабре 1943 г, а с июля 1944 г их начали довольно широко использовать. Производство этих ракет было прекращено только в 1955 г.

Изображение

Разные типы 4,5-дюймовых ракет M-8.


Изображение

Монтаж 4,5 дюймовой установки «Bazooka» для запуска ракет M-8 под крыло «Лайтнинга» P-38.


Изображение

5-дюймовые ракеты HVAR под крылом «Эванджера» TBF.


Неуправляемые авиационные ракеты M-8 и HVAR применялись американцами очень широко, ими были вооружены практически все истребители и ударные самолёты заключительного этапа войны. Правда использовались они преимущественно по наземным и надводным целям, хотя есть данные и об их применении против самолётов противника. Наиболее мощной неуправляемой авиационной ракетой, стоявшей на вооружении американцев, была 11,75-дюймовая Mk.3 модель 0 (298 мм), получившая название «Tiny Tim» («Малышка Тим»). Она была создана специально для применения в условиях войны на Тихом океане против японских кораблей. Основу ракеты составила стандартная 500-фунтовая бронебойно-фугасная бомба M58 (227 кг), смонтированная на твёрдотопливном ракетном двигателе. При общей массе 580 кг ракета обладала скоростью 890 км/ч. В начале весны 1945 г производились тестовые запуски «Tiny Tim» с авианосцев «Franklin» и «Intrepid», однако в отсутствии даже самой примитивной системы управления точность попаданий была совершенно неудовлетворительной. На максимальной дистанции применения средняя ошибка составляла 3660 м от точки прицеливания. Для более или менее эффективного использования необходимо было искать другие носители и «Tiny Tim» поступил на вооружение самолётов. Им оснащались палубные истребители F4U «Corsair» и пикировщики SB2C «Helldiver». Данных об успешном применении этих ракет на Тихом океане нет.

А вот управляемая планирующая бомба ASM-2 «Bat» («Летучая мышь») применялась неоднократно и довольно успешно. Работы по её созданию были начаты в 1941 году. Проект получил название «Dragon». Первоначально бомба имела телевизионную систему наведения, однако результаты её испытаний, проведённых в 1942 г, были неудовлетворительными. Новая версия бомбы, оснащённая пассивной радиолокационной головкой и получившая наименование «Moth» («Мотылёк»), тоже была далека от совершенства. Следующей стала противолодочная бомба «Pelican» с полуактивной радиолокационной головкой, однако во время испытаний было решено заменить полуактивную систему активной. Новое изделие получило обозначение ASM-2 «Bat», в качестве боевого заряда использовалась 450 кг глубинная бомба. После сброса снаряд весом 853 кг планировал к цели, используя для сохранения курса гироскопический стабилизатор, затем при приближении к цели включалась головка самонаведения. Впервые «Bat» была использована в боевых условиях в мае 1945 г с тяжёлых морских бомбардировщиков «Consolidated» PB4Y-2 «Privateer» против японских кораблей возле островов Борнео, а затем против наземных целей в Бирме. В 1953 г была выпущена модернизированная версия бомбы, получившая обозначение ASM-N-2A.

Для борьбы с японскими пилотами-камикадзе было предложено разработать специальную зенитную ракету. Одновременно две компании «Fairchild» и «Convair» приступили к разработке соответственно двух аналогичных конструкций KAQ-1 и KAY-1, получившие впоследствии название «Lark» («Жаворонок»). В январе 1945 г был заключён контракт на постройку 100 тестовых экземпляров KAQ-1, а июне ещё 100 KAY-1, однако темпы разработки были настолько медленными, что фактически обе ракеты были готовы к октябрю 1945 г, а испытания начались только в июне 1946 года. Ракеты «Lark» практически никогда не применялись в боевых условиях, но зато с начала 50-х годов дали жизнь целому семейству корабельных зенитных комплексов, некоторые из которых, например «Terrier», были сняты с вооружения США совсем недавно.

В связи с тем, что работы по зенитной ракете «Lark» велись слишком медленно, было решено начать отдельную ускоренную программу по разработке временного заменителя, которую назвали «Little Joe» («Малютка Джо»). Новая ракета была готова уже в мае 1945 г, а к июлю успешно прошла испытания. Конструкция состояла из боевого заряда массой 45 кг, оснащённой четырьмя пороховыми ускорителями от 76 мм ракет и системой радиоуправления. В боевых условиях эта ракета не применялась, после войны 15 экземпляров «Little Joe» прошли полномасштабные испытания. В октябре 1945 г проект получил новое обозначение KAN-1, а после смены топлива KAN-2. В начале 1946 г программа была аннулирована за ненадобностью.

В апреле 1942 г в США начались работы над целой серией корректируемых бомб получивших обозначение ATSC VB (Air Technical Service Command Vertical Bomb – Управляемые «Вертикальные» Бомбы). За основу первой версии VB-1 была взята стандартная 1000-фунтовая (454 кг) бомба M44 (затем её сменила более совершенная AN-M65). Установленная на бомбу гироскопическая система стабилизировала её в полёте, а наведение производилось посредством радиоуправления. Разработка, названная «Azon», была завершена в конце 1943 г. Всего до ноября 1944 г было изготовлено 15 тысяч экземпляров, которые весьма неплохо зарекомендовали себя в Европе, в небольшом количестве был также произведён более тяжёлый вариант VB-2 «Azon», за основу которого конструкторы приняли стандартную 2000-фунтовую бомбу (907 кг). Параллельно с испытаниями «Азона» велись работы по его усовершенствованию. На основе тех же стандартных бомб были созданы 454 кг VB-3 и 907 кг VB-4 системы под названием «Razon», с несколько модернизированной системой управления. Новые образцы были готовы к лету 1945 г и до конца Второй Мировой было произведено 3 тысячи экземпляров, однако боевое использование этих бомб началось только во время Корейской войны. Вариант VB-5 был промежуточным и серийно не производился. Следующей бомбой серии ATSC VB стала 1000-фунтовая VB-6 «Felix», оснащённая инфракрасной головкой самонаведения. В течении 1945 г было произведено несколько относительно успешных испытаний, однако по окончании войны программа была остановлена. Бомбы VB-7 и VB-8 должны были стать вариантами, оснащёнными телевизионной головкой самонаведения, однако их разработка была прекращена на довольно ранней стадии.

Наибольший интерес вызывают работы по этой теме произведённые компанией «Douglas», с её серией прототипов «Roc» («Птица Рух»). Первые варианты VB-9 представляли собой 1000-фунтовые бомбы оснащённые крыльями с элеронами и стабилизаторами, дальнейшие модели имели более сложные аэродинамические схемы и элементы управления. Помимо всего прочего бомбы отличались головками самонаведения: VB-9 была оснащена радиолокационной системой, VB-10 телевизионной, VB-11 инфракрасной, VB-12 оптической. Программа по разработке VB-9 была прекращена ещё в самом начале 1945 г, а вот VB-10 довольно успешно проходила испытания с сентября 1944 г по май 1945 г, и была запущена в серийное производство. Основной проблемой системы наведения стала плохая контрастность цели на окружающем фоне. VB-11 и VB-12 в серию запущены не были, а программа «Roc» была свёрнута ещё до окончания боевых действий.

В октябре 1943 г американским специалистам пришлось решать проблему разработки противокорабельной корректируемой бомбы способной конкурировать с германскими Hs.293 и PC.1400FX «Fritz X». В июне 1944 г компания «McDonnell» закончила работы над конструкторской частью и приступила к постройке первого прототипа планирующей бомбы LBD-1 «Gargoyle». Созданный на основе стандартной 1000-фунтовой (454 кг) бронебойной бомбы M52 снаряд, обещал стать предельно дешёвым в производстве и обладать уникальными бронебойными качествами. По сути, эта программа была самой ранней в создании американских противокорабельных планирующих бомб, однако работы по ней настолько затянулись, что первые 200 серийных экземпляров были готовы только в середине 1947 г, испытания первого прототипа продолжались с марта по июль 1945 года. Снаряд весом 680 кг, с массой боевого заряда 450 кг, благодаря твёрдотопливному двигателю, обеспечивавшему тягу 440 кг в течение 8 секунд, мог развивать скорость до 965 км/ч и преодолевать расстояние 8 км. Длительная серия неудач вела к частым переименованиям ракеты, в октябре 1945 г LBD-1 была переиндексирована в KSD-1, затем в начале 1946 г в KUD-1, в сентябре 1947 г в RTV-2 и, наконец, в начале 1948 в RTV-N-2. Только в середине 1946 г испытания увенчались относительным успехом. В декабре 1950 г программа «Горгулий» была официально закрыта.

Изображение

1000-фунтовая управляемая корректируемая бомба VB-1 «Azon».


Изображение

1000-фунтовая управляемая корректируемая бомба VB-3 «Razon».


Изображение

1000-фунтовая самонаводящаяся корректируемая бомба VB-6 «Felix».


Изображение

1000-фунтовая самонаводящаяся корректируемая бомба VB-10 «Roc».


Наиболее удачной серией крылатых ракет, разработанных в США в конце войны, стало семейство под обозначением «Gorgon», программа по которым началась в июле 1943 г. Испытания первых прототипов начались уже в конце того же года. В начале 1945 г начались пробные запуски ракеты «Gorgon IIA», класса «воздух-воздух», оснащённой комбинированной телевизионной и радиокомандной системами наведения. Успех испытаний способствовал тому, что эти ракеты простояли на вооружении до середины 50-х годов.


Изображение

Управляемая планирующая бомба «Gargoyle».


Изображение

Крылатая ракета «Gorgon IIA».


Анализируя созданные на конечном этапе войны различные виды вооружений, можно сделать вывод о том, что точное оружие было слишком примитивным, для того чтобы эффект применения стал хоть сколько-нибудь ощутимым. Кроме того, оно было выпущено в таких количествах, которые вряд ли могли повлиять на исход войны. Тем не менее, высокотехнологичные разработки дали колоссальный толчок к созданию множества типов высокоточного оружия на протяжении длительного послевоенного периода.


Источник:

1. Anthony G. Williams and Emmanuel Gustin. Flying Guns World War II Development of Aircraft Guns, Ammunition and Installations 1933-45. Crowood Press, 2003 ISBN 1 84037 227 3.
2. Rene J. Francillon. Japanese Aircraft of the Pacific War. Naval Institute Press, USA, 2000 ISBN 0-87021-313-X.
3. Mitch Mayborn. Boeing B-29 Superfortress. Aircraft Profile №101.
4. The High Energy Weapons Archive.
5. Japanese Aircraft Bombs & Torpedoes of WWII by Bryan Wilburn.
6. Шерман Ф. Война на Тихом океане. Авианосцы в бою. — М.: ACT; СПб.: Terra Fantastica, 1999. (Sherman F. COMBAT COMMAND: The American Aircraft Carriers in the Pacific War. — NY.: E. P. Dutton & Co., Inc., 1950).
7. Хорикоши Д., Окумия М., Кайдин М. «Зеро!» (Японская авиация во Второй мировой войне) — М: ACT, 2001. (Horikoshi J., Okumiya M., Caidin M. Zero! The Air War in the Pacific During World War II From the Japanese Viewpoint. — Washington, Zenger, 1979).
8. Robert C. Mikesh Zero: Combat and Development History of Japan’s Legendary Mitsubishi A6M Zero Fighter. – USA:Motorbooks International, 1994, 128 pp. ISBN 0-87038-915-X.
9. Далл С. Боевой путь Императорского японского флота. — Екатеринбург: Сфера, 1997. (Paul S. Dull. A Battle History of the Imperial Japanese Navy, 1941-1945. — Annapolis: U.S. Naval Institute Press, 1978).
10. С. Журко. Бомбардировщик-торпедоносец «Мицубиси» G4M «БЭТТИ» / Спецвыпуск журнала «История авиации» № 1// М:2000,- 104 с.[/center]
Борт номер: 03




Девиз: ДОБЬЮ!СЬ!!
Никто не бывает "слишком занят", это просто вопрос приоритетов.
Форум и ресурсы АвиаГруппы находятся в режиме технического сопровождения. Актуализация информации приветствуется.
Лучшее средство завоевать господство в воздухе - танковый рейд по аэродромам противника.
Флуд, оффтоп не поощряются, но, увы, неизбежны.
=AxA=OOO M
Команданте ИС =AxemAn=
Команданте ИС =AxemAn=
Аватара
Бортовой номер: 03
Личный результат в кампании БзС: 576-axaooo
Статистика танкиста: 4109475-AxA_OOO
Статистика в РОФ: pf.axeman.su/pilot/113/
Статистика в WoWS: 4109475-AxA_OOO
Показать\скрыть подробности профиля


Вернуться в Закрытая ШКОЛА Учебного отряда

Кто сейчас на сайте (по активности за 5 минут)

Сейчас этот форум просматривают: 1 гость

cron