"Бой за остров Сухо"
После установления блокады Ленинграда, единственный способ доставить грузы в город проходил через Ладожское озеро, причем зимой использовалась ледовая дорога, названная впоследствии «Дорогой Жизни», а в теплые месяцы грузы доставлялись баржами и катерами.
Прямо посередине пути находился маленький остров Сухо. Его искусственно насыпали еще в начале 18-го века и установили там маяк. Имея размеры всего 90 на 90 метров, сей островок контролировал большую часть побережья, а установленная на нем в сентябре 1942-го артиллерийская батарея из трех 100мм орудий прикрывала обширный участок трассы снабжения. Осознавая важность, которую играл ладожский путь в снабжении Ленинграда, финское и немецкое командования предпринимали активные попытки прервать это сообщение. В основном этим занималась вражеская авиация, но после усиления озерной группировки летом 42-го года, надводные корабли тоже были привлечены к таким операциям. В поисках наиболее важной точки, взоры противника привлек именно остров Сухо.
Для проведения операции германское командование выделило 16 десантных барж, из них 7 тяжелых и 4 легких десантных, 3 транспортных и по одной штабной и санитарной, а также 7 десантных катеров. Прикрытие осуществляли 4 итальянские и 1 финский торпедные катера, а также немецкие катера разного назначения. Утром 22 октября отряд немецких кораблей скрытно подошел к острову и открыл огонь, подавив советскую батарею и уничтожив радиостанцию. К счастью, недалеко оказался дежурный сторожевой катер и тральщик, вызвавший подкрепление. Вскоре немцы высадили десант в 100 человек на остров Сухо, но в результате часового боя он был сброшен в воду. Вскоре подошли советские корабли и катера. Завязался бой. Часть кораблей получила повреждения, но атака врага была отбита. Активно действовала советская авиация, совершив за день порядка 200 самолето-вылетов. Отряд противника был разгромлен, оказалось потоплено и захвачено 16 судов противника. Одна из захваченных десантных барж была впоследствии отремонтирована и еще долго служила советским морякам.
Чтобы не попасть по своим десантникам, противник перенес огонь на “ТЩ-108” и “МО-171”. Тихоходный тральщик оказался в тяжелом положении, но ему на помощь пришел катер Ковалевского. Не прекращая огня, он закрыл тральщик дымовой завесой. Выстрелами наших кораблей и уцелевшего орудия острова были потоплены еще два катера и повреждена баржа. В 9 часов, несмотря на низкую облачность, на помощь гарнизону пришла наша авиация, проштурмовавшая вражеские десантные суда. Часть из них, не подходя к острову, повернула обратно. Оставленные без артиллерийской поддержки своих кораблей, вражеские солдаты покинули остров, бросив на отмели 3 поврежденные десантные баржи. В это время к месту боя подошли два отряда кораблей Ладожской флотилии и огнем своих орудий потопили еще 2 десантных судна.
Схема боя: