Страница 1 из 1

Авиакиберспорт России: история, проблемы, решения

Сообщение #1Добавлено: 12 сентября 2012, 12:52
=AxA=OOO
Авиакиберспорт России: история, проблемы, решения


Мы не ставим задачи подробно рассказать о становлении и развитии авиакиберспорта. Краткий об-зор «Истории», позволит нам понять те проблемы, которые на сегодняшний день являются серьёзным пре-пятствием поступательного развития авиакиберспорта, как отдельной спортивной дисциплины.

Сразу хочу обозначить, что речь пойдет не только об авиасимуляторах. Мы попробуем понять, име-ется ли потенциал «спортивности» в некоторых боевых авиасимах, позволяющий авиакиберспорту реализо-ваться как части «большого спорта». Способна ли эта дисциплина органично влиться в общий спортивный процесс со всеми его составляющими: федерациями, чемпионатами, рекламой, спортивным телевещанием?

В определенных условиях – может. Залогом является уникальность авиационных симуляторов, мно-гие из которых давно уже вышли за рамки просто компьютерных игр и стали недорогими и простейшими авиатренажерами. С помощью таких компьютерных программ, естественно с известной долей условности, можно обучать начинающих авиаторов, а также моделировать полетные, тактические, боевые элементы в виртуальном небе.

Уже существуют свидетельства, позволяющие утверждать, что виртуальные пилоты значительно быстрее осваивают реальное небо, встают на крыло. С учетом того, что на сегодняшний день игровой ры-нок, пока лишь в качестве развлечения, предоставляет легкие авиатренажеры, соединяющие авиасимулято-ры и механическую модель летательного аппарата, мы можем предположить, что в ближайшее время ис-пользование новых моделей, как части обучающего элемента авиации, значительно возрастет.

В спортивном плане авиасимуляторы вообще не имеет себе равных, не потому, что в них что-то ре-ализовано лучше или хуже, чем в других играх с киберспортивным потенциалом (напр.: автосимах, спорт-симах, стратегиях), но в силу особенностей, позволяющих моделировать действия индивидуального и груп-пового воздушного боя, которые в реальном авиационном спорте невозможны. Люди, наблюдающие авиа-ционные соревнования, в большинстве своем мало понимают красоту и сложность пилотирования, доступ-ную, в большей степени, профессионалам. В зрелищном плане апогеем этого мастерства мог бы стать реальный воздушный бой, невозможный по условиям авиационной безопасности. Поэтому реальные авиаци-онные спортивные чемпионаты воздушный бой, как вид, не практикуют.

Авиакиберспорт же, напротив, способен восполнить эту, без сомнения самую зрелищную состав-ляющую авиационных соревнований, с учетом развития графического уровня игр до фотореалистичности. В этом его главная уникальность, ибо остальные симуляторы в реальной действительности имеют альтернати-ву виртуальной: автогонки, игровые виды спорта, пейнтбол, страйкбол.

Итак, в целом мы видим, что имеющийся потенциал авиасимуляторов может быть использован в работе по двум направлениям – спортивному и образовательному.

История становления и развития авиакиберспорта началась в 1995 г., когда под эгидой FAI (Все-мирной Федерации Авиационных видов спорта) были проведены первые соревнования. Однако, началом отсчета авиакиберспорта России, нужно рассматривать появление всемирно известного авиасимулятора Ил-2 «Штурмовик», созданного командой МГ, под руководством О. Медокса и проведение в феврале 2001 г. первого чемпионата в авиасимуляторе.

С этого момента началось бурное развитие авиакиберспорта, ежегодно проводилось множество турниров в разных странах, таких например, как Low Land Tiger Meet 2004, чемпионат мира в Китае, г. Ву-хан 2004 г. Победы в этих и многих других турнирах вывели российских пилотов на лидирующие позиции в мире, которые они занимают и на сегодня, а сквады =FB= и =SLI= навсегда вписали свои наименования в зал славы российского и мирового авиакиберспорта.

Вместе с тем, во второй половине десятилетия наметился заметный кризис в организации и прове-дении турниров в данной дисциплине. И хотя по-прежнему были попытки оживить соревновательный про-цесс, например турниры, проводимые под эгидой ESL (европейской киберспортивной лигой) в 2008-2010 г., всё ограничивалось одним-двумя сезонами. Причиной снижения активности можно назвать несколько фак-торов, как объективных (общий кризис в жанре авиасимов и других проблем, заслуживающих отдельной темы), а также субъективных (заметное уменьшение численности виртуальных пилотов) и как следствие упадок интереса к авиакиберспортивным соревнованиям.

Если рассматривать действия организаторов чемпионатов в этот период, то явно видны просчеты в анализе и оценке меняющейся ситуации, слабое понимание настроений внутри сообщества авиасимеров.

Это не позволило долговременно планировать, действовать на упреждение с учетом меняющийся ситуации. На мой взгляд, в рассматриваемый период существовала острая необходимость создания структу-ры, способной поставить чемпионаты России на регулярную основу, как локомотив на рельсы. Вся схема организации крупных чемпионатов и локальных турниров сводилось к простой формуле: появлялся некий спонсор, которому была необходима акция с рекламными или другими целями; под это дело организовы-вался хорошо разрекламированный турнир, который проводился максимум два года, после чего это кон-кретный чемпионат благополучно исчезал. К этой акции, как правило, привлекались организаторы из числа виртуальных пилотов, которые с радостью шли навстречу, в надежде, что наконец-то закладывается фунда-мент регулярного чемпионата в авиасимулятороной дисциплине. Однако, за десять лет не появилось ни од-ного регулярного чемпионата!

Многие заслуженные и немало сделавшие для развития авиакиберспорта виртуальные пилоты, по-сле понимания сути этой незамысловатой схемы «Виртуальные пилоты – для турниров», где авиасимер ис-полнял одноразовые функции, зачастую на инициативном уровне, для реализации определенных задач, ухо-дили из авиакиберспорта и авиасимов.

Вместе с тем, к другим участникам соревновательного процесса пришло понимание и стремление изменить эту схему, создать иную концепцию, поменяв приоритеты. Так появился девиз «Турниры – для виртуальных пилотов», к которому мы вернемся ниже, для раскрытия сути схемы, разъясняющей принципи-альное различие нового подхода.
Весной-осенью 2010 г. состоялось событие, которое можно рассматривать, как поворотный этап в современной истории авиакиберспорта.

Фирма 1С, Комитет Госдумы по делам молодежи и Федерация киберспорта России провели мас-штабный чемпионат «Крылья Победы» в Ил-2 «Штурмовик», посвященный 70-летию Победы. Все было организовано по обычной схеме, с привлечением в качестве организаторов виртуальных пилотов. Чемпио-нат вызвал небывалую активность среди сообщества авиасимеров. В нем приняли участие почти 1000 чело-век, он получил хорошую прессу, в том числе и на центральных телевизионных каналах. Призовой фонд, без учета бесплатной поездки 32 финалистов в Москву, составили 100 тыс. р.

Однако, уже тогда было очевидно, что данное мероприятие является разовой акцией. Следующий чемпионат, проведенный в 2011 г., который мог бы стать регулярным и проводиться, как ежегодный турнир Памяти летчиков, павших в боях за Родину, стать частью важного государственного проекта в деле патрио-тического воспитания молодежи, остался, по сути, без поддержки и был проведен силами самих виртуаль-ных пилотов.

Сразу после проведения весной 2010 .г первой части чемпионата Крылья Победы 2011, была созда-на инициативная группа виртуальных пилотов, понимающих, что текущий чемпионат может стать базой для объединения и создания ресурса, способного воплотить в жизнь новую концепцию «Турниры – для вирту-альных пилотов». После долгих дисскусий, четко обозначилось понимание этой концепции и были опреде-лены направления развития.

Во-первых, виртуальные пилоты не должны ждать, когда какой-либо спонсор от рекламы, бизнеса или политики снизойдет и устроит для них чемпионат, они сами устраивают чемпионаты. Сначала актив-ный, интересный чемпионат – затем спонсор.

Во-вторых, чемпионаты должны стать РЕГУЛЯРНЫМИ и открытыми для обсуждения «Регламен-та» и «Правил», только тогда они будут интересны участникам. Были разработаны новые форматы, регла-менты и правила, специально адаптированные под реальные виды «большого» спорта. На базе портала AviaChamp.ru, объединившего пилотов из разных авиасимов, с осени 2010г. началась работа по реализации этих идей. Естественно, началась она почти без финансовой поддержки извне, очень трудно, и вели её на постоянной основе несколько энтузиастов. Как не странно, несмотря на частое отсутствие призовых, вирту-альные пилоты в целом поддержали все чемпионаты портала своим активным участием. Им было интерес-но, они сами становились частью общего дела, создавая карты, рисую «скины» и атрибутику, работая в ка-честве арбитров, комментаторов, стримеров, программистов, дизайнеров, клипмейкеров. Они не чувствова-ли себя приглашенными на официальный банкет, это был их праздник, они устраивали его для себя.

Несмотря на то, что это были серьёзные спортивные мероприятия, в которых участвовали чемпионы международных соревнований, атмосфера доброжелательности и теплоты сопровождает всё чемпионаты по сию пору.

В 2011 г. появилась возможность прямых трансляций поединков чемпионатов в интернете с помо-щью стрим-каналов. AviaChamp.ru активно начинает использовать это новое дело, добавляя в свою концеп-цию этот важный пункт. Когда-то телевидение открыло «большой» спорт для всех болельщиков, а также сделало спортивные трансляции большим рекламным ресурсом. Стрим-вещания соревнований в киберспор-те являются в зародыше интернет-телевидением будущего, практически с такими же возможностями.

В последние 2,5 года только два интернет-ресурса – AviaChamp.ru и «Расправленные крылья» про-водят регулярные чемпионаты. Несмотря на трудности прошедшего периода, энтузиастам-альтруистам уда-лось сохранить направление авиакиберспорта как вид.

Это было трудное время, может быть самое трудное в истории авиакиберспорта. Релиз долгождан-ного проекта Ил-2 «Битва за Британию», с которым связывали большие надежды, в том числе и организато-ры чемпионатов, после своего дебюта увяз в проблемах по доработке всех компонентов игры. Как «спор-тивный снаряд» оставался только старый Ил-2 «Штурмовик», к которому пилоты «перегоревшие» ожидани-ем нового проекта заметно охладели.

Сегодня мы можем сказать, что стали видны перспективы по преодолению затяжного кризиса. На-чалась бешеная гонка среди конкурентов-команд, работающих над авиасим-проектами. Пожалуй, катализа-торам стал интересный проект команды Gaijin entertainment «WAR THUNDER», представленный как ММО-проект. Он неожиданно для многих оказался снаряженным неплохим авиасимуляторным потенциалом. По-явление этого проекта, делает очевидным вполне ожидаемый авиационный бум среди пользователей, ранее не проявлявших интерес к авасимам. Несомненно, это подстегнет трех основных игроков на этом рынке – 1С:Maddox Games, 777studios, DCS – включиться в борьбу за своих будущих пользователей, так как вполне вероятно, что из этой огромной армии рекрутов ММО WT в недалеком будущем найдется немало людей, которым захочется попробовать, что-нибудь более сложное в виртуальном небе.

Для нас развитее всех этих без исключения четырех проектов с огромным спортивным потенциа-лом, от всемирно известных российских команд разработчиков авиасимуляторов, даёт надежду на полно-ценное возрождение авиакиберспорта. Очень важно не повторять ошибок прошедшего десятилетия. Не от-ступать от выработанной почти три года назад концепции развития авиакиберспорта. Сохранить принципы, позволившие уцелеть нам, как киберспортивному направлению в последние три года.

По-прежнему, мы ра-ботаем и будем продолжать работать по такой схеме приоритетов:
1. Чемпионаты – для виртуальных пилотов!
2. Регулярные ежегодные чемпионаты по всем дисциплинам и форматам. Участие спонсоров в тур-нирах рассматривается как партнерство.
3. Организация стрим-трансляций для пилотов и болельщиков. Спонсоры-партнеры имеют возмож-ность размешать свою рекламу во время проведения соревнований.
4. Продолжить разработку программ обучения в авиасимуляторах в образовательной сфере, в на-правлении целевой авиационной профориентации детей и молодежи.

Если ранее для организации и проведения спортивных мероприятий достаточно было сформировать оргкомитет из самих виртуальных пилотов, то теперь, в новых условиях, назрела необходимость создать союз «сквадов» (неформальных объединений виртуальных пилотов), которые по сути являются основной базой сообщества ависимеров . Такой своеобразный профсоюз позволит более целенаправленно работать над продвижением авиасимуляторов, оказывать своевременную поддержку командам разработчиков, орга-низовано проводить любые виртуальные авиационные мероприятия: от исторических реконструкций и про-ектов, до крупных чемпионатов в реальном режиме оффлайн.

Такой Союз виртуальных пилотов должен выполнять функции Федерации авакиберспорта. В ближайшее время нам надо определиться с принадлежностью к официальным структурам – будет ли это Федерация Авиационного спорта или Федерация компьютерного спорта России. Выбор назрел, наступило время для принятия решения по вопросам создания союза и его структурной принадлежности. Этот выбор должно сделать само сообщество делегировав своих представителей из числа виртуальных пилотов на коференцию, которую необходимо собрать и провести.

С целью объединения всех заинтересованных в развитии авиасимуляторного спорта людей, портал Aviachamp готов стать инициатором и проведёт в октябре 2012 года онлайн-конференцию, которая должна зафиксировать план действий на ближайший год и определить условия привлечения людей на платной ос-нове. В дальнейшем, рабочая группа портала будет действовать как юридическое лицо, для организации взаимодействия со спонсорами и рекламодателями а также Союзом Виртуальных Пилотов.

И так, участники конференция должны определить пути для решения двух главных на сегодня задач.
1. Создание и регистрация Союза Виртуальных Пилотов как Общественной организации.
2. Регистрация и преобразование авиакиберспортивного портала Aviachamp как юридического лица.

Начинается серьёзный период в развитии авиакиберспорта, который потребует больших усилий в окончательном становлении его как вида киберспорта. Тут необходимо заметить, что на энтузиазме одино-чек вывезти в современных условиях на своём «горбу» это большое дело, практически невозможно. Необ-ходимы мотивированные,инициативные люди. AviaChamp.ru создал для решения проблем все предпосылки, но на новом уровне потребуется значительная моральная и финансовая поддержка всех заинтересованных в этом процессе лиц и организаций.
Сергей Бондарчук «159BAG_OBILICH»

http://obilich.livejournal.com/

Re: Авиакиберспорт России: история, проблемы, решения

Сообщение #2Добавлено: 12 сентября 2012, 13:44
=AxA=_KamAL
Да, всерьез Сергей взялся за дело! Молодец!

Re: Авиакиберспорт России: история, проблемы, решения

Сообщение #3Добавлено: 12 сентября 2012, 17:53
-=RedS=-Ded
Если кому интересно, то авиакиберспорт не ограничивается только стрельбой (хоть по воздушным, хоть по наземным целям).
Виртуальная Пилотажная Группа "ATM AIR FORCE" регулярно (с 2007 года) проводит мероприятие AIRussia OPEN в нескольких дисциплинах:
1. гонки
2. сольный пилотаж
3. групповой пилотаж
Описание, результаты и обсуждение крайнего мероприятия за 2011 год можно увидеть на сайте ВПГ "ATM AIR FORCE"

Re: Авиакиберспорт России: история, проблемы, решения

Сообщение #4Добавлено: 12 сентября 2012, 19:17
159BAG_OBILICH
-=RedS=-Ded писал(а):Если кому интересно, то авиакиберспорт не ограничивается только стрельбой (хоть по воздушным, хоть по наземным целям).
Виртуальная Пилотажная Группа "ATM AIR FORCE" регулярно (с 2007 года) проводит мероприятие AIRussia OPEN в нескольких дисциплинах:
1. гонки
2. сольный пилотаж
3. групповой пилотаж
Описание, результаты и обсуждение крайнего мероприятия за 2011 год можно увидеть на сайте ВПГ "ATM AIR FORCE"

Дык только рады, приходите организовывайте проводите, можете у себя, только инфу дублируйте.
Здесь все для вас, берите модерируйте. http://aviachamp.axeman.su/index.php

Re: Авиакиберспорт России: история, проблемы, решения

Сообщение #5Добавлено: 12 сентября 2012, 19:26
-=RedS=-Ded
159BAG_OBILICH писал(а):
-=RedS=-Ded писал(а):Если кому интересно, то авиакиберспорт не ограничивается только стрельбой (хоть по воздушным, хоть по наземным целям).
Виртуальная Пилотажная Группа "ATM AIR FORCE" регулярно (с 2007 года) проводит мероприятие AIRussia OPEN в нескольких дисциплинах:
1. гонки
2. сольный пилотаж
3. групповой пилотаж
Описание, результаты и обсуждение крайнего мероприятия за 2011 год можно увидеть на сайте ВПГ "ATM AIR FORCE"

Дык только рады, приходите организовывайте проводите, можете у себя, только инфу дублируйте.
Здесь все для вас, берите модерируйте. http://aviachamp.axeman.su/index.php
Сергей, привет!
Мы в курсе про авиачамп, но он долго "лежал", по этому и нет нашей свежей информации там :) Да и у Кибера сайт приказал долго жить...
Сейчас начали подготовку к AIRussia OPEN 2012, тестируем "новый перегрев" в 4.11.1 в гонках- пока не очень, убили Дедалосы всю интригу рандомным выходом из строя двигателя :(
З.Ы. что там со штурмовым чемпионатом? Уж очень хочется RedS'ам реванш взять у FA :) а то на прошлом чампе две пары выставили и заняли только 2-ое и 3-е места, да и я в финале сделал всего один вылет из 3-ех и то с температурой 39...